Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Семёнов Борис Николаевич

Выпускник 1938 года
 
.
Родился 4 марта 1919 года. По национальности русский.
.
В Красной Армии с января 1938 года. Добровольно поступил в Борисоглебскую ВШЛ.
Окончил ВШЛ в декабре 1938 года.
.
.
После выпуска направлен в 12 иап. Далее служил в 590 иап Южного фронта (в/ч 42127).
Член  ВКП(б) с 1939 года.
.
Участник Великой Отечественной войны с 11 октября 1941 года в составе 590 иап в должности командира звена. Летал  на И-153.
1 октября 1941 года представлен к награждению орденом Красного Знамени, 4 ноября 1941 года повторно представлен к награждению орденом Красного Знамени. 5 декабря 1941 года представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.
Из представления к награждению:
.
Награждён орденом Красной Звезды (12.02.1942), орденом Ленина (23.02.1942).
.
Штурман 590 истребительного авиационного полка старший лейтенант Семёнов Борис Николаевич погиб 29 июля 1942 года в воздушном бою, прикрывая железнодорожный узел в г. Сальске.
Жена Семёнова Зинаида Ивановна на момент гибели мужа проживала в г. Москве.
***
.
Выдержка из произведения Елены Петровской Война, война! Как много бед...
Военная судьба лётчика Семёнова Бориса Николаевича
.
...Семёнов Борис Николаевич родился в Москве 4 марта 1919 года в семье рабочих. Трудное время в стране – последствия  гражданской войны: становление советской власти, голод. В середине 20-х годов обязательным было  получение начального образования.
     Борис окончил 7 классов московской школы, мечтал о профессии лётчика, поэтому  поступил в аэроклуб Ленинского района в Москве, летал на По-2. А летом 1937 года в аэроклуб в Мячково прилетел заместитель начальника школы лётчиков, посмотрел  тренировки. Вскоре Борису, как одному из лучших курсантов, прислали повестку - явиться в Борисоглебскую военную школу лётчиков. Сбылась мечта, которая превратилась в твёрдую убеждённость стать полезным своей Родине.
     Сначала летал на спарке с инструктором до тех пор, пока инструктор не принял решение, что  бесстрашный и любознательный пилот может летать самостоятельно. Летал на И-15. В 1938 году Борису Семёнову - 19 лет, и он выпускник Борисоглебской школы военных летчиков. Получил звание младшего лейтенанта. В этом же году Борис Николаевич  был призван в ряды Советской Армии. Он  вступает в ряды РККА. Вся жизнь впереди. Но планы нарушает война. В 1939 году началась война с Финляндией. А в 1940 году Борис встречает  свою первую и единственную любовь. Женится.
      Из воспоминаний Потопиной Тамары Тимофеевны, отличника просвещения СССР, ветерана педагогического труда школы № 1: «Они были очень красивой парой: выпускник 1938 года Борисоглебской школы лётчиков и молоденькая девушка Зина – картограф воинской части. В то время семья Семёновых проживала в Москве, у них родился сын. Но счастье молодых разрушила война. Авиаполк, куда был направлен Семёнов, располагался на Ставрополье, но Бориса с несколькими лётчиками оставили при аэродроме в Сальске, и он летал на истребителе И-153, защищая небо нашего города. Вот почему Зинаида Ивановна в это время не смогла увидеться с мужем, так как ехала из Москвы через Ростов – на – Дону на Ставрополье, не зная о том, что муж воюет в Сальске.   Летчики «квартировали» тогда на 1-м этаже школы № 1, здесь они получали передышку между боями. Иногда из-за нехватки радистов в боевых действиях участвовали даже авиатехники. Об этом и о многом другом поведал нам 8 мая 1987 года на встрече в школе № 1 Михаил Каплунов, бывший сержант – авиатехник, не раз летавший с Семёновым на задания». Бои в ту пору шли ожесточённые. Борис Николаевич  служит в составе 590 иап.
      Немцы рвались к Сталинграду. Битва длилась не один день, и даже не один месяц, а больше, чем полгода! Непрерывные бои шли с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года. У командования Германии были большие планы, очень им хотелось захватить большой промышленный город, в котором выпускали боеприпасы. Нужен был немцам и доступ к Волге, а потом к Каспийскому морю. И на Кавказ, где добывается нефть, а значит, горючее для танков и другой вражеской техники.
      Всю вторую половину лета у Сталинграда шли тяжёлые бои. 23 августа 1942 г. немецкие танки подошли к Сталинграду. К середине сентября немецкая армия прорвалась к центру города, бои шли прямо на улицах. В штурме Сталинграда участвовало почти 500 танков, немецкая авиация сбросила на город около 1 млн. бомб. На Сталинград немцы летали и через небо Сальска, к нашему городу приближались немецкие войска.
     Лейтенант Борис Семёнов 68 раз вылетал на штурмовку  вражеских войск. На его пути  встречались  «Мессершмиты», с которыми он вступал в бой. 8 ноября в районе ст. Аграфеновка был атакован семью самолётами Ме-109 и вернулся невредимым. Уникальная боеспособность молодого, но очень смелого  пилота! И это всего лишь за неполные десять месяцев с 11 октября 1941 по 27 июля 1942 года. За последние 6 месяцев своей яркой, но короткой жизни, т.е. с января 1942 года  Семёновым Б.Н. сделано 130 боевых вылетов на штурмовку наземных войск противника, его аэродромов, на разведку и патрулирование. В результате боевых вылетов им было уничтожено 11 танков врага, 50 автомашин, три бронемашины, семь орудий и пулемётов, 5 железнодорожных вагонов, две цистерны с горючим, два самолёта, 675 солдат и офицеров противника. Разрушено два дзота, разбито семь повозок с продовольствием и боеприпасами. Эти сведения из боевой характеристики Семёнова Б.Н., присланные моим следопытам Зинаидой Ивановной.
     Борис Николаевич служил на Южном фронте сначала командиром звена, затем штурманом авиационного полка на истребителе И- 153. За смелость и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за боевые действия по защите неба Сальска и воздушному прикрытию военного аэродрома с осени 1941 по июль 1942 – го Б.Н. Семенов был награжден двумя орденами Красной Звезды и орденом Ленина.
    За героизм и мужество, проявленные в бою с немецко-фашистскими захватчиками Семёнов Борис Николаевич был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.
    Из статьи Потопиной Т.Т.: «Каплунов  вспоминал, как перед строем командиром полка был зачитан приказ о присвоении летчикам авиаполка звания Героев Советского Союза. В этом списке значилась и фамилия Б.Н. Семёнова. К сожалению, все эти документы сгорели от попадания целевой бомбы в штабной вагон, следовавший в Москву. Потому-то в военных архивах подмосковного Красногорска их и не оказалось».
29 июля 1942 года Семенов принял свой последний бой с гитлеровскими стервятниками. Что он думал в эти минуты? Вспоминал ли жену Зинаиду или маленького сына, которого так и не успел увидеть? Но мы знаем одно: он защищал небо над городом Сальском.
 Из статьи Потопиной Т.Т.: «Каплунов нашёл тот дом у аэродрома, где в войну проживали молодожёны. За двором их нового дома с камышовой крышей после боя приземлился горящий самолёт Семёнова. Борис Николаевич был ещё жив. Раненого перенесли на повозку, устланную сеном и запряженную лошадью и повезли в военный госпиталь, который располагался на 2-м этаже школы № 1 (в нынешнем кабинете завучей находилась операционная, на месте учительской - предоперационная). К сожалению, лётчик умер от большой потери крови. Всё это журналист Каплунов описал в очерке, который был помещён в нескольких номерах газеты «Сальская степь» и где он процитировал поэтические строки из песни Степана Пьянова «А разве можно небо не любить?». Текст очерка хранится в музее при ДКЖД г. Сальска, руководителем которого является  А.А. Борщевский».
   Легендарному герою было всего 22 года. Его  похоронили на военном аэродроме.
   Через два дня после его смерти в город Сальск вошли немцы.
    После освобождения г. Сальска от немцев прах героического лётчика Семёнова был перезахоронен  на площади Свободы. Каждую весну в праздник 9 Мая приходят сюда люди, чтобы почтить память тех, кто не жалея жизни сражался за нашу землю. Здесь горит Вечный огонь - символ любви и поклонения памяти героев...
***
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Материалы для создания страницы собрал Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору