Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Соколов Игорь Николаевич

Выпускник 1941 года
Лётчик-испытатель, инженер-подполковник
 
.
Родился 24 мая 1922 года в г. Смоленске.
В 19?? окончил Московскую спецшколу ВВС.
В Красной Армии с 13 сентября 1940 года. Призван Свердловским РВК г. Москвы. В 1941 году кончил Борисоглебскую ВАШП.
В 1948 году окончил Военно-воздушную инженерную академию им. профессора Н.Е. Жуковского.
.
С 19?? - на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС.
Как пишет известный военный лётчик-испытатель генерал-лейтенант авиации С.А. Микоян, который в первые годы работы в НИИ вместе с Соколовым участвовал в испытаниях и доводке различных модификаций самолетов МиГ-15, МиГ-17 и считал его своим близким другом,
«Игорь Соколов был очень надёжный товарищ, добрый и умный, с особым чувством юмора… Лётчик он был хороший, а инженер - грамотный и сообразительный».
В сентябре 1956 года первые экземпляры нового самолета ОКБ П.О. Сухого С-1 и С-2 (прототипы истребителя Су-7) были переданы на государственные испытания, которые с перерывами на доработки продолжались свыше двух лет, прервавшись в декабре 1958 года. Как было записано в итоговом акте, основной причиной прекращения испытаний стала ненадёжная работа двигателя АЛ-7Ф.
Соколов одним из первых приступил к испытаниям истребителя нового поколения, впервые в СССР показавшего скорость больше 2000 км/час.
.
Погиб 23 ноября 1957 года при испытании самолета С-1.
В своём третьем полёте на нём он должен был для проверки радиодальномера провести несколько атак по самолёту МиГ-19П, пилотируемому С.А. Микояном. Выполнив задание, Игорь Николаевич заходил на посадку и был уже в районе третьего разворота, когда у него на высоте около тысячи метров из-за помпажа компрессора «завис» двигатель. На его выключение и повторный запуск не было ни времени, ни высоты, поэтому Соколов решил идти на посадку с отказавшим двигателем. Он был близко к аэродрому, поэтому отвернул от него и сразу выпустил шасси. Когда он снова развернулся на аэродром, оказалось, что высоты недостаточно - не дотянуть. Находясь в воздухе, Микоян видел самолёт, планирующий над Щёлково. Казалось, он может дотянуть до поля, но вот мелькнула его тень на домах, и стало ясно, что идёт он очень низко. Соколов мог катапультироваться, но тогда самолёт упал бы на город. Перетянув последнее препятствие - железную дорогу, самолёт с большой вертикальной скоростью и «хлыстом» (сначала хвостом, а затем с резким опусканием носа) приземлился на поле в трёхстах метрах от аэродрома. При этом возникла двадцатикратная перегрузка, которую организм человека в такой плоскости выдержать не может...
По рассказу заслуженного лётчика-испытателя Л.Н. Фадеева, «не была тогда известна такая особенность самолёта - на скорости планирования меньше 260-280 км/час внезапно снижаться с большой вертикальной скоростью. Знал бы это Игорь Соколов, не пытался бы дотянуть машину с зависшим двигателем до взлётно-посадочной полосы».
С.А. Микоян вспоминает, что Соколов изменился после недавней гибели Н.А. Коровина, иногда было заметно, что он нервничает, но ни друзья, ни командиры не придали этому особого значения и не видели необходимости в замене его в полётах на Су-7. «Особенно обидно, - пишет Микоян -
что первопричина несчастья заключалась в эргономическом недостатке кабины. Закончив атаки, Соколов должен был выключить тумблер радиодальномера, находившийся в длинном ряду таких выключателей на правом борту кабины, рядом с тумблером выключения автоматики двигателя - системы, обеспечивающей устойчивость его работы на средних и малых оборотах. При осмотре разбитого самолёта убедились, что этот тумблер выключен, а выключатель радиодальномера остался включенным. Значит, Игорь по ошибке выключил не тот тумблер. Вначале это не повлияло на работу двигателя, но когда лётчик уменьшил обороты, произошёл помпаж двигателя и он отказал. Для предотвращения помпажа двигатель самолёта Су-7 имел клапаны (ленты) перепуска излишнего воздуха при уменьшении оборотов, они-то и управлялись автоматикой, которую Игорь выключил…
К сожалению, довольно часто ошибочные действия лётчиков бывают спровоцированы недостатками компоновки кабины, как и случилось с Игорем».
.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
.
Награждён орденом Ленина (16.10.1957), орденом Красного Знамени (28.09.1956), орденами Красной Звезды (09.03.1956, 30.12.1956), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945), медалью "За боевые заслуги" (15.11.1950).
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Помощь в создании страницы оказали Бабаин Сергей Иванович и Сигаев Владимир Александрович
Карта сайта Написать Администратору