Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Иванников Анатолий Константинович

Выпускник 1939 года
  
.
Биография составлена Ржавцевым Юрием Петровичем по сведениям от летописца Борисоглебского аэроклуба Юрия Евгеньевича Николаева (г. Снежинск Челябинской области).
.
Иванников Анатолий Константинович родился 1 сентября 1917 года в районном городе Борисоглебске Воронежской области. По национальности русский.
С 1937 года состоял членом ВЛКСМ (в том числе и по состоянию на лето 1944 года). Был женат: супруга - Иванникова Серафимой Алексеевна.
.
Выпускник осени 1938 года пилотской школы Борисоглебского аэроклуба Отдела авиации Воронежского областного совета Осоавиахима, откуда был выпущен с рекомендацией: «Кандидат в авиационную школу ВВС».
.
На военной службе в советских ВВС с 13 января 1939 года: поступил на неё добровольно, став тогда курсантом Борисоглебской военно-авиационной Краснознамённой школы пилотов имени В.П. Чкалова.
 1939 год. А.К. Иванников - курсант Борисоглебской ВШЛ
.
Окончил ВШЛ в том же 1939 году в звании младшего лейтенанта с назначением лётчиком-инструктором этой же самой школы.
 
Младший лейтенант А.К. Иванников со страшим братом Василием Константиновичем Иванниковым (1913-1941), который являлся активистом оборонно-массовой работы.
.
Д. Мошаров, внук Иванникова А.К.: "...Здесь мой дед - Иванников Анатолий Константинович. Сидит в 1-м ряду, 3-й слева. Борисоглебск. Авиашкола. Апрель 1941-го. Он уже инструктор. За ним - курсанты-выпускники. Помните "В бой идут одни старики"? "Взлёт-посадка"... Дед рассказывал, что они все погибли. Сам остался жив. 5 сбитых самолётов противника. 2 ордена. После войны служил на рембазе, при училище. Скончался в середине 70-х. Похоронен на родине, в моём любимом Борисоглебске.
Это фото висело в музее училища. Во всяком случае, было, когда я заходил туда, лет 25 назад. Сейчас, не знаю..."
.
В 1944 году - лейтенант по воинскому званию, но в прежнем качестве лётчика-инструктора.
.
Участник Великой Отечественной войны. С 24 апреля по 12 августа 1944 года находился на фронтовой стажировке как лётчик-стажёр при 40-м гвардейском истребительном авиационном Тарнопольском (впоследствии ордена Кутузова) полку 8-й гвардейской истребительной авиационной Киевской Краснознамённой орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизии 5-го истребительного авиационного Львовского Краснознамённого корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. Воевал на Ла-5.
.
9 июня 1944 года командиром 40 иап гвардии майором М.В. Карташёвым представлен к награждению орденом Красного Знамени. Из наградного листа:
«За период стажировки с 6.5.44 по 8.6.44 тов. Иванников произвёл на самолёте Ла-5 37 боевых вылетов, провёл 9 воздушных боёв, в которых лично сбил 3 самолёта противника, из них: 2 - ФВ-190 и 1 - Ю-88. Факты падения сбитых самолётов противника документально подтверждены наземными войсками, лётными экипажами и хранятся в штабе полка. Сам сбит или подбит в воздушных боях не был.
Прибыв на стажировку в период упорных и ожесточённых налётов авиации противника на город и ж.д. станцию Тарнополь, тов. Иванников быстро включился в боевую работу и в неравных воздушных боях с фашистскими стервятниками неоднократно проявлял смелость, мужество и отвагу. С энтузиазмом вылетая на боевые задания, всюду ищет врага, находит его и уничтожает. Так, 12.5.44, вылетев в составе 8 самолётов Ла-5 на перехват воздушного противника в район Тарнополя, парой атаковал 8 самолётов ФВ-190. Действуя смело и решительно, тов. Иванников в неравном бою двумя атаками сбил 1 самолёт противника ФВ-190 и заставил остальных беспорядочно сбросить свой бомбовой груз вне цели.
23.5.44, вылетев по тревоге в составе 4 самолётов Ла-5, в районе Тарнополя на H=3000 метров обнаружил и смело атаковал 8 самолётов противника ФВ-190. В жестоком воздушном бою тов. Иванников лично сбил ведущего группы истребителей противника, что подтверждено наземными войсками, и заставил остальных позорно покинуть поле боя.
1.6.44, выполняя боевое задание по разведке войск противника, в паре со своим ведомым на обратном маршруте в районе Тарнополя встретил самолёт-разведчик противника Ю-88 и атаковал его. Двумя атаками т. Иванников поджёг левый мотор, но самолёт противника продолжал уходить на свою территорию, тогда смелой атакой по кабине пилота тов. Иванников сбил его. Самолёт противника, беспорядочно падая, врезался в землю и сгорел в районе ст. Перемышляны.
В плену и окружении не был. В настоящее время находится в строю.
За 3 лично сбитых самолёта противника и 30 успешных боевых вылетов, за мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий командования, достоин правительственной награды – ордена «Красное Знамя».

Данное представление получило реализацию в тексте приказа по войскам 2-й воздушной армии за № 0161/н от 5 июля 1944 года: от имени Родины удостоился своей самой первой по счёту государственной награды - ордена Красного Знамени.
.
Всего же за период боевой стажировки произвёл на самолёте Ла-5 52 боевых вылета, провёл 14 воздушных боёв, в которых лично сбил пять самолётов противника, в том числе: истребителей ФВ-190 – два, истребителей Ме-109 – также два и один транспортник Ю-88, выполнявший роль воздушного разведчика.
Известные победы:
12.05.1944 - 1 ФВ-190
23.05.1944 - 1 ФВ-190
01.06.1944 - 1 Ю-88
16.07.1944 - 2 Ме-109
.
В послевоенный период продолжал служить в родном для себя военно-учебном заведении - Борисоглебском ВАУЛ, где вырос до подполковника по воинскому званию.
.
С 3 декабря 1958 года – военный пенсионер с местом проживания в Борисоглебске, где затем долгие годы работал на Борисоглебском авиаремонтном заводе (в/ч 13808).
.
Являлся кавалером ряда государственных и ведомственных наград и, в том числе:
- ордена Красного Знамени: приказа по войскам 2-й воздушной армии за № 0161/н от 5 июля 1944 года;
- ордена Красной Звезды: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1956 года – за выслугу в 15 лет;
- медалями «За боевые заслуги»: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1949 года – за выслугу в 10 лет;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- медали «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- медали «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота»;
- медали «40 лет Вооружённых Сил СССР»;
- медали «50 лет Вооружённых Сил СССР»;
- нагрудного знака Министерства обороны СССР «25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
.
Скончался 10 октября 1975 года. Похоронен в Борисоглебске.
.
Небезынтересный факт: семейная традиция, которую заложил Анатолий Константинович - доблестная ратная служба. Так, сын, Владимир Анатольевич Иванников (17.05.1944-05.03.2016) стал офицером и прошёл фронтовыми дорогами Афганистана. Военными лётчиками были зять – Валерий Мошаров, муж дочери – Татьяны Анатольевны (22.09.1940-27.02.2015), и внук – Дмитрий Мошаров.
1967 год, город Борисоглебск. Супруги Иванниковы Анатолий Константинович и Серафимой Алексеевной с внуком – Дмитрием Мошаровым
.
Дмитрий Мошаров - выпускник Тамбовского ВВАУЛ 1987 года, служил под Санкт-Петербургом лётчиком-испытателем. В запас уволился в звании майора и с должности заместителя командира отдельной испытательной эскадрильи. Пилотировал воздушное судно Ту-134, которое выполняло роль имитатора космического челнока «Буран».
.
Дополнительные источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Помощь в создании страницы оказал Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору