Шкурко Евгений Прокофьевич
Выпускник 1950 года
Генерал-майор авиации
Лётчик-снайпер
.
.
Родился 9 сентября 1928 года в г. Унеча Брянской области.
В Советской Армии с 1946 года.
В 1950 году окончил Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков.
В 1959 году окончил Ленинградский государственный университет.
С 1960 по 1983 гг. служил в 10-й Краснознамённой отдельной армии ПВО.
В 1973 году окончил Военно-командную академию ПВО.
Прошел должности лётчика, командира звена, командира эскадрильи, командира полка, заместителя командира дивизии, заместителя командира корпуса, заместителя командующего 10-й армии по боевой подготовке.
В 1983-1989 гг. – военный советник в НПА ГДР.
Генерал-майор авиации.
.
.
Награждён четырьмя орденами и многими медалями СССР и ГДР.
Один из авторов книги «На страже северного неба»
Место жительства: Россия, г. Москва на Зелёном проспекте.
.
***
.
Война принесла ему большое личное горе: родной городок Унеча Брянской области был полностью разрушен фашистами, а родительский дом сожжен. Всеобщая разруха и ощущение безысходности одолевали многих. Но он не отступал от выбранной цели. Славные дела наших боевых лётчиков, их знатные рекорды в довоенное время и героические подвиги в ходе войны восхищали и пленили юного Евгения, как и многих молодых людей того времени. С восхищением и замиранием сердца он следил за полётами «краснозвёздных птиц», за каскадами фигур высшего пилотажа.
Но он понимал, что овеянная романтикой профессия отличается большой сложностью, высокими требованиями к специальной подготовке, физическим и моральным качествам лётчика и связана с высокими рисками. Порой от малейшего просчёта летчика зависит жизнь многих людей. Для военного лётчика важны высокое мастерство, точность действий, мгновенная реакция на обстановку, решительность и хладнокровие. Всеми этими качествами юноша стремился овладеть.
Ещё в военное время, в 1944 году, он поступает в спецшколу ВВС в городе Курске. В 1946 году школа дает ему путёвку в Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков. Учился он прилежно, проявляя настойчивость, высокую исполнительность и дисциплинированность. Учёба кроме приобретения знаний позволила усвоить военную этику, чёткую организованность в работе, привила способность к анализу обстановки и ответственности за принимаемые решения.
После завершения в 1950 году учёбы в училище для Евгения Прокофьевича началась 43-летняя служба в Вооруженных силах. 30 лет службы были связаны с самым главным и любимым делом его жизни – непосредственной лётной работой.
Офицерскую службу Евгений Прокофьевич начинал в авиации Северного флота, но вскоре был вместе с авиационным полком переведён в состав Северной отдельной армии ПВО и на протяжении 29 лет испытал все прелести и трудности армейского быта в гарнизонах на территории Архангельской области, Карелии и Кольского полуострова. Это сложное время оставило у него самые приятные и добрые воспоминания, прежде всего о людях, с которыми проходил совместную службу.
На организацию службы в этом регионе особый отпечаток накладывали условия «холодной войны», высокая активность боевой и разведывательной авиации США и других стран НАТО, постоянно осуществляющих полёты в непосредственной близости от государственной границы и границы советских территориальных вод. Имели место случаи преднамеренного провокационного и непреднамеренного нарушения воздушного пространства. Соединения и части ПВО постоянно находились в зоне возможного прямого воздействия вероятного противника, а это требовало высочайшей ответственности за организацию несения боевой службы подразделениями, экипажами и расчётами РТВ, ЗРВ и авиации. Северное стратегическое направление было важнейшим, так как позволяло противнику кратчайшим путём выводить средства воздушно-космического нападения к центральному политико-экономическому региону СССР. И к зондированию этого направления было особое внимание вероятных противников. Всё это определяло предельно напряжённый режим работы средств и сил ПВО. Военнослужащие испытывали колоссальные физические и психологические нагрузки. Евгению Прокофьевичу приходилось систематически вылетать самому или выводить подчинённые лётные экипажи в акваторию неспокойного Баренцева моря для противодействия возможным нарушителям воздушной государственной границы.
Особенно важными и ответственными для Е.П. Шкурко были четыре с половиной года службы в должности командира Виленского гвардейского Краснознаменного истребительного авиационного ордена Кутузова полка. Полк имел славные боевые традиции, поддерживать и развивать которые командир считал делом чести. Лётчики полка достойно проявили себя в годы войны, ими были уничтожены 392 фашистских самолета. Родной полк часто посещал прославленный военный лётчик Герой Советского Союза А.П. Маресев, а также другие знатные ветераны полка.
Обладая высокой профессиональной подготовкой и организаторскими способностями, Евгений Прокофьевич на надлежащем уровне обеспечивал организацию подготовки и обучения личного состава полка и чёткую работу по обеспечению безопасности полётов при выполнении боевых задач в сложных северных условиях.
В последующем, исполняя ответственные служебные должности в соединениях ПВО и в армейском звене, Е.П. Шкурко также успешно добивался положительных результатов в решении поставленных задач, чем внёс значительный вклад в совершенствование организации оперативной и боевой подготовки войск, в повышение их боевой способности.
Успеху в служебной деятельности способствовали его постоянное стремление к совершенству в решении практических вопросов и непрерывная работа и упорство в повышении своих знаний и лётного мастерства. Он окончил Военную командную академию ПВО, Ленинградский государственный университет, освоил полёты на десяти типах истребителей, был удостоен звания «Лётчик-снайпер».
8 1983-1988 годах Евгений Прокофьевич как опытный специалист был командирован советником в ГДР, где ему довелось передавать знания и боевой опыт офицерам и генералам немецкой национальной армии, а также осуществлять работу по укреплению сотрудничества между армиями. Его заслуги в совершенствовании боевой способности войск противовоздушной обороны, в организации освоения новой авиационной техники были отмечены тремя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах», Боевым орденом ГДР.
После увольнения в 1989 году с военной службы Евгений Прокофьевич активно включился в общественную работу. На протяжении 8 лет являлся руководителем отделения общественной организации «Российского Союза офицеров запаса» г. Железнодорожного. В 1994 году был избран депутатом и председателем городской Думы, а в 1996 году – председателем Совета депутатов г. Железнодорожного. Работа была непростой. Необходимо было с пользой для дела активно постигать организацию новой работы в условиях отсутствия нормативных документов, регламентирующих депутатскую деятельность и деятельность представительного органа местного самоуправления. С присущей ему энергией он добивался решения вопросов в интересах граждан города, в интересах обеспечения благоустройства.
Евгений Прокофьевич особо отмечает плодотворное сотрудничество с бывшим председателем Балашихинского Совета депутатов М.А. Кучиным. По их инициативе был создан Координационный совет представительских органов муниципальных образований области, предложения и рекомендации которого учитывались при разработке законодательных актов Московской областной думой.
Находясь в отставке, Евгений Прокофьевич продолжает активно трудиться и приносить пользу ветеранскому движению и ветеранам. Он является заместителем председателя Совета Межрегиональной организации военных пенсионеров и инвалидов военной службы и заместителем председателя Совета ветеранов 10-й Отдельной армии ПВО, принимает активное участие в работе Московского комитета ветеранов военной службы.
Его опыт и знания помогают продуктивно решать самые сложные вопросы. Он частый гость в армейских коллективах, в школах. Проводя военно-патриотическую работу, стремится воспитывать молодёжь на лучших традициях страны и армии.
По приглашению руководителей Посольств РФ в ФРГ и Венгрии генерал Е.П. Шкурко в 2007 году возглавлял делегации ветеранов Москвы на мероприятиях, посвящённых празднику Победы в Берлине и Будапеште, в ходе которых встречался со школьниками, изучающими русский язык. Евгений Прокофьевич один из авторов книги «На страже северного неба»..
Прожитые годы для Евгения Прокофьевича не были большим глотком счастья, но своё личное счастье он усматривает в том, что сумел реализовать свои возможности, осуществить заветную мечту, в том, что все, с кем ему довелось сотрудничать в процессе военной службы и работы, ценят его авторитет и человеческие качества. Он с восторгом вспоминает своих учителей и с не меньшей почтительностью - своих многочисленных учеников.
***
.
Из воспоминаний Е.П. Шкурко.
"...Заслон на Севере
- Наш 641-й гвардейский полк в годы войны был 63-м истребительным, и в нем служил Маресьев. В 1960-х мы дислоцировались на аэродроме Бесовец, в 15 километрах от Петрозаводска. Мы стояли заслоном от самолетов-разведчиков, которые практически каждый день пытались проникнуть на территорию СССР со стороны Баренцева моря, - говорит Евгений Прокофьевич. - К 20-летию Победы в Великой Оте-чественной войне мы поставили на территории гарнизона памятник гвардейцам-однополчанам. Звания Героя Советского Союза были удостоены 12 летчиков нашего полка, включая Алексея Петровича Маресьева. Списались со всеми живыми и пригласили их в гости.
Ванночки по вечерам
Алексей Петрович Маресьев приехал в родной полк в сентябре 1967 года.
- Первое, что удивило, - он категорически отказывался ездить на машине, - продолжает Евгений Шкурко. - Всегда и везде ходил пешком, даже на дальние расстояния. Скажешь: "Алексей Петрович, поехали на аэродром!" А он: "Почему поехали? Пошли!"
Ходил Маресьев, по словам очевидцев, не очень быстро, но было почти незаметно, что у него протезы. Только к вечеру становилось понятно, насколько ему, довольно плотному человеку, тяжело целый день на железных ногах. Ему делали ванночки, проводили другие процедуры. Но ни разу Алексей Петрович не показал, что ему больно.
- Привычку ходить пешком, кстати, он выработал еще на войне. Эскадрилью, где он служил, разместили в деревне, в двух километрах от аэродрома. Летчиков на аэродром возили, но Алексей Петрович в машину никогда не садился: выходил пораньше и шел пешком.
.
Фото с автографом Алексея Маресьева из личного архива Шкурко Е.П.
Корзина грибов в подарок
В Дом офицеров на встречу с Маресьевым пришел весь личный состав полка с женами и детьми. Алексей Петрович побывал в гарнизонной школе, ученики подарили ему корзину белых грибов.
На традиционный вопрос о том, насколько точно описано в книге Бориса Полевого все, что с ним происходило на самом деле, Маресьев отвечал тоже уже традиционно: "На 99 процентов".
В авиаполк зачислили, но к полетам не допускали
Этот один процент расхождений был в деталях. Например, в книге и в фильме летчик без ног сразу по прибытии в полк садится в самолет и взлетает. Но было не так. Да, в 1943-м, накануне Курской битвы, после переподготовки его зачислили в полк, но допускать к боевым вылетам летчика без ног не торопились.
- Наконец командир эскадрильи Александр Числов попросил командира полка Николая Павловича Иванова пустить Маресьева в бой. Тот ответил: "Хорошо, но только бери его себе в пару ведомым, но, если что, пойдешь под трибунал".
6 июля 1943 года Маресьев в воздушном бою сбил “мессершмитт”,
20-го - сразу два самолета “Фокке-Вульф-190” и спас жизнь двум советским летчикам.
Была бы катапульта...
Маресьеву, конечно, интересно было узнать все о МиГе-17, который стоял на вооружении в полку в середине 1960-х.
- Нет, взлетать Маресьев не взлетал, но в кабину на место летчика садился. Ему подставляли лесенку, он залезал, изу-чал приборы и оборудование, расспрашивал, что как действует. Особо расспрашивал об устройстве для катапультирования. И сказал, что, если бы было такое устройство в 1942 году, возможно, все в его жизни сложилось бы иначе.
Там же, около самолета, Шкурко и Маресьев обменялись фуражками:
- Я надел его, он - мою.…"
***
.
Фотографии с вечера Памяти к 100-летию со дня рождения Героя СССР, лётчика А.П. Маресьева.
20.05.2016, г. Москва, Центральный музей Вооружённых Сил РФ .
.
Генерал-майор авиации Шкурко Евгений Прокофьевич - по правую руку от генерал-полковника. По левую руку - выпускник Борисоглебской Краснознамённой авиационной школы пилотов им. В.П. Чкалова 1942 года Герой Советского Союза генерал-майор авиации Крамаренко Сергей Макарович.
.
Председатель Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов», генерал армии М.А. Моисеев вручает Шкурко Е.П. памятный знак.
.
Источники:
|