Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Шкурко Евгений Прокофьевич

Выпускник 1950 года
Генерал-майор авиации
Лётчик-снайпер
.
.
Родился 9 сентября 1928 года в г. Унеча Брянской области.
В Советской Армии с 1946 года.
В 1950 году окончил Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков.
В 1959 году окончил Ленинградский государственный университет.
С 1960 по 1983 гг. служил в 10-й Краснознамённой отдельной армии ПВО.
В 1973 году окончил Военно-командную академию ПВО.
Прошел должности лётчика, командира звена, командира эскадрильи, командира полка, заместителя командира дивизии, заместителя командира корпуса, заместителя командующего 10-й армии по боевой подготовке.
В 1983-1989 гг. – военный советник в НПА ГДР.
Генерал-майор авиации.
.
.
Награждён четырьмя орденами и многими медалями СССР и ГДР.
Один из авторов книги «На страже северного неба»
.
Место жительства: Россия, г. Москва на Зелёном проспекте.
.
***
.
Война принесла ему большое лич­ное горе: родной городок Унеча Брян­ской области был полностью разру­шен фашистами, а родительский дом сожжен. Всеобщая разруха и ощуще­ние безысходности одолевали мно­гих. Но он не отступал от выбранной цели. Славные дела наших боевых лётчиков, их знатные рекорды в дово­енное время и героические подвиги в ходе войны восхищали и пленили юного Евгения, как и многих молодых людей того времени. С восхищением и замиранием сердца он следил за полётами «краснозвёздных птиц», за каскадами фигур высшего пилотажа.
Но он понимал, что овеянная ро­мантикой профессия отличается боль­шой сложностью, высокими требова­ниями к специальной подготовке, фи­зическим и моральным качествам лёт­чика и связана с высокими рисками. Порой от малейшего просчёта летчика зависит жизнь многих людей. Для во­енного лётчика важны высокое мастер­ство, точность действий, мгновенная реакция на обстановку, решительность и хладнокровие. Всеми этими качест­вами юноша стремился овладеть.
Ещё в военное время, в 1944 году, он поступает в спецшколу ВВС в горо­де Курске. В 1946 году школа дает ему путёвку в Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков. Учил­ся он прилежно, проявляя настойчи­вость, высокую исполнительность и дисциплинированность. Учёба кроме приобретения знаний позволила усво­ить военную этику, чёткую организо­ванность в работе, привила способ­ность к анализу обстановки и ответст­венности за принимаемые решения.
После завершения в 1950 году учёбы в училище для Евгения Прокофьевича началась 43-летняя служба в Вооруженных силах. 30 лет службы были связаны с самым главным и лю­бимым делом его жизни – непосред­ственной лётной работой.
Офицерскую службу Евгений Прокофьевич начинал в авиации Северного флота, но вскоре был вместе с авиаци­онным полком переведён в состав Се­верной отдельной армии ПВО и на протяжении 29 лет испытал все прелести и трудности армейского быта в гарнизо­нах на территории Архангельской об­ласти, Карелии и Кольского полуостро­ва. Это сложное время оставило у него самые приятные и добрые воспоминания, прежде всего о людях, с которыми проходил совместную службу.
На организацию службы в этом регионе особый отпечаток наклады­вали условия «холодной войны», вы­сокая активность боевой и разведы­вательной авиации США и других стран НАТО, постоянно осуществляю­щих полёты в непосредственной бли­зости от государственной границы и границы советских территориальных вод. Имели место случаи преднамеренного провокационного и непреднамеренно­го нарушения воздушного пространст­ва. Соединения и части ПВО постоянно находились в зоне возможного прямо­го воздействия вероятного противника, а это требовало высочайшей ответ­ственности за организацию несения боевой службы подразделениями, экипажами и расчётами РТВ, ЗРВ и авиации. Северное стратегическое направление было важнейшим, так как позволяло противнику кратчай­шим путём выводить средства воз­душно-космического нападения к центральному политико-экономичес­кому региону СССР. И к зондированию этого направления было особое внимание вероятных противников. Всё это определяло предельно напряжённый режим рабо­ты средств и сил ПВО. Военнослужа­щие испытывали колоссальные физи­ческие и психологические нагрузки. Евгению Прокофьевичу приходилось систематически вылетать самому или выводить подчинённые лётные экипа­жи в акваторию неспокойного Барен­цева моря для противодействия воз­можным нарушителям воздушной го­сударственной границы.
Особенно важными и ответствен­ными для Е.П. Шкурко были четыре с половиной года службы в должности командира Виленского гвардейского Краснознаменного истребительного авиационного ордена Кутузова пол­ка. Полк имел славные боевые тради­ции, поддерживать и развивать кото­рые командир считал делом чести. Лётчики полка достойно проявили себя в годы войны, ими были уничто­жены 392 фашистских самолета. Родной полк часто посещал прослав­ленный военный лётчик Герой Совет­ского Союза А.П. Маресев, а также другие знатные ветераны полка.
Обладая высокой профессиональ­ной подготовкой и организаторскими способностями, Евгений Прокофьевич на надлежащем уровне обеспечивал организацию подготовки и обучения личного состава полка и чёткую работу по обеспечению безопасности полётов при выполнении боевых задач в слож­ных северных условиях.
В последующем, исполняя ответ­ственные служебные должности в со­единениях ПВО и в армейском звене, Е.П. Шкурко также успешно доби­вался положительных результатов в решении поставленных задач, чем внёс значительный вклад в совер­шенствование организации опера­тивной и боевой подготовки войск, в повышение их боевой способности.
Успеху в служебной деятельности способствовали его постоянное стремление к совершенству в решении практических вопросов и непрерывная работа и упорство в повышении своих знаний и лётного мастерства. Он окон­чил Военную командную академию ПВО, Ленинградский государственный университет, освоил полёты на десяти типах истребителей, был удостоен зва­ния «Лётчик-снайпер».
8  1983-1988 годах Евгений Прокофьевич как опытный специалист был командирован советником в ГДР, где ему довелось передавать знания и боевой опыт офицерам и генера­лам немецкой национальной армии, а также осуществлять работу по укреплению сотрудничества между армиями. Его заслуги в совершенст­вовании боевой способности войск противовоздушной обороны, в орга­низации освоения новой авиацион­ной техники были отмечены тремя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах», Боевым орденом ГДР.
После увольнения в 1989 году с военной службы Евгений Прокофьевич активно включился в обществен­ную работу. На протяжении 8 лет яв­лялся руководителем отделения об­щественной организации «Россий­ского Союза офицеров запаса» г. Же­лезнодорожного. В 1994 году был из­бран депутатом и председателем го­родской Думы, а в 1996 году – пред­седателем Совета депутатов г. Же­лезнодорожного. Работа была не­простой. Необходимо было с пользой для дела активно постигать органи­зацию новой работы в условиях от­сутствия нормативных документов, регламентирующих депутатскую де­ятельность и деятельность предста­вительного органа местного самоуп­равления. С присущей ему энергией он добивался решения вопросов в интересах граждан города, в интере­сах обеспечения благоустройства.
Евгений Прокофьевич особо от­мечает плодотворное сотрудничест­во с бывшим председателем Балашихинского Совета депутатов М.А. Ку­чиным. По их инициативе был создан Координационный совет представи­тельских органов муниципальных об­разований области, предложения и рекомендации которого учитывались при разработке законодательных ак­тов Московской областной думой.
Находясь в отставке, Евгений Прокофьевич продолжает активно трудиться и приносить пользу вете­ранскому движению и ветеранам. Он является заместителем председателя Совета Межрегиональной организа­ции военных пенсионеров и инвали­дов военной службы и заместителем председателя Совета ветеранов 10-й Отдельной армии ПВО, принимает ак­тивное участие в работе Московского комитета ветеранов военной службы.
Его опыт и знания помогают про­дуктивно решать самые сложные во­просы. Он частый гость в армейских коллективах, в школах. Проводя во­енно-патриотическую работу, стре­мится воспитывать молодёжь на луч­ших традициях страны и армии.
По приглашению руководителей Посольств РФ в ФРГ и Венгрии гене­рал Е.П. Шкурко в 2007 году возглав­лял делегации ветеранов Москвы на мероприятиях, посвящённых праздни­ку Победы в Берлине и Будапеште, в ходе которых встречался со школьни­ками, изучающими русский язык. Евгений Прокофьевич один из авторов книги «На страже северного неба»..
Прожитые годы для Евгения Прокофьевича не были большим глотком счастья, но своё личное счастье он усматривает в том, что сумел реали­зовать свои возможности, осущест­вить заветную мечту, в том, что все, с кем ему довелось сотрудничать в процессе военной службы и работы, ценят его авторитет и человеческие качества. Он с восторгом вспоминает своих учителей и с не меньшей по­чтительностью - своих многочислен­ных учеников.
***
.
Из воспоминаний Е.П. Шкурко.
"...Заслон на Севере
- Наш 641-й гвардейский полк в годы войны был 63-м истребительным, и в нем служил Маресьев. В 1960-х мы дислоцировались на аэродроме Бесовец, в 15 километрах от Петрозаводска. Мы стояли заслоном от самолетов-разведчиков, которые практически каждый день пытались проникнуть на территорию СССР со стороны Баренцева моря, - говорит Евгений Прокофьевич. - К 20-летию Победы в Великой Оте-чественной войне мы поставили на территории гарнизона памятник гвардейцам-однополчанам. Звания Героя Советского Союза были удостоены 12 летчиков нашего полка, включая Алексея Петровича Маресьева. Списались со всеми живыми и пригласили их в гости.
.
Ванночки по вечерам
Алексей Петрович Маресьев приехал в родной полк в сентябре 1967 года.
- Первое, что удивило, - он категорически отказывался ездить на машине, - продолжает Евгений Шкурко. - Всегда и везде ходил пешком, даже на дальние расстояния. Скажешь: "Алексей Петрович, поехали на аэродром!" А он: "Почему поехали? Пошли!"
Ходил Маресьев, по словам очевидцев, не очень быстро, но было почти незаметно, что у него протезы. Только к вечеру становилось понятно, насколько ему, довольно плотному человеку, тяжело целый день на железных ногах. Ему делали ванночки, проводили другие процедуры. Но ни разу Алексей Петрович не показал, что ему больно.
- Привычку ходить пешком, кстати, он выработал еще на войне. Эскадрилью, где он служил, разместили в деревне, в двух километрах от аэродрома. Летчиков на аэродром возили, но Алексей Петрович в машину никогда не садился: выходил пораньше и шел пешком.
.
Фото с автографом Алексея Маресьева из личного архива Шкурко Е.П.
.
Корзина грибов в подарок
В Дом офицеров на встречу с Маресьевым пришел весь личный состав полка с женами и детьми. Алексей Петрович побывал в гарнизонной школе, ученики подарили ему корзину белых грибов.
На традиционный вопрос о том, насколько точно описано в книге Бориса Полевого все, что с ним происходило на самом деле, Маресьев отвечал тоже уже традиционно: "На 99 процентов".
В авиаполк зачислили, но к полетам не допускали
Этот один процент расхождений был в деталях. Например, в книге и в фильме летчик без ног сразу по прибытии в полк садится в самолет и взлетает. Но было не так. Да, в 1943-м, накануне Курской битвы, после переподготовки его зачислили в полк, но допускать к боевым вылетам летчика без ног не торопились.
- Наконец командир эскадрильи Александр Числов попросил командира полка Николая Павловича Иванова пустить Маресьева в бой. Тот ответил: "Хорошо, но только бери его себе в пару ведомым, но, если что, пойдешь под трибунал".
6 июля 1943 года Маресьев в воздушном бою сбил “мессершмитт”,
20-го - сразу два самолета “Фокке-Вульф-190” и спас жизнь двум советским летчикам.
Была бы катапульта...
Маресьеву, конечно, интересно было узнать все о МиГе-17, который стоял на вооружении в полку в середине 1960-х.
- Нет, взлетать Маресьев не взлетал, но в кабину на место летчика садился. Ему подставляли лесенку, он залезал, изу-чал приборы и оборудование, расспрашивал, что как действует. Особо расспрашивал об устройстве для катапультирования. И сказал, что, если бы было такое устройство в 1942 году, возможно, все в его жизни сложилось бы иначе.
Там же, около самолета, Шкурко и Маресьев обменялись фуражками:
- Я надел его, он - мою.…"
***
.
Фотографии с вечера Памяти к 100-летию со дня рождения Героя СССР, лётчика А.П. Маресьева.
20.05.2016, г. Москва, Центральный музей Вооружённых Сил РФ .
.
Генерал-майор авиации Шкурко Евгений Прокофьевич - по правую руку от генерал-полковника. По левую руку - выпускник Борисоглебской Краснознамённой авиационной школы пилотов им. В.П. Чкалова 1942 года Герой Советского Союза генерал-майор авиации Крамаренко Сергей Макарович.
.
Председатель Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов», генерал армии М.А. Моисеев вручает Шкурко Е.П. памятный знак.
.
Источники:
Карта сайта Написать Администратору