Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Коккинаки Владимир Константинович

Выпускник 1930 года
Дважды Герой Советского Союза
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959)
Заслуженный мастер спорта СССР (1959)
Генерал-майор авиации (1943)
 
.
Родился 12 (25) июня 1904 года в городе Новороссийск ныне Краснодарского края.
Работал колхозником на виноградных плантациях, матросом и грузчиком в порту.
В Советской Армии с 1925 г. До 1927 служил в пехоте. В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 - Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
Служил в строевых частях ВВС.
    
.
В 1932-1935 гг. - лётчик-испытатель НИИ ВВС. Провёл государственные испытания истребителей И-16 и ДИ-4, участвовал в государственных испытаниях истребителя И-15, а также в испытаниях "Звена" (самолёт ТБ-3 с истребителями И-5 на крыльях). 21.11.1935 на самолёте И-15 достиг высоты 14.575 м (неофициальный мировой рекорд).
В 1935-1964 гг. - старший лётчик-испытатель ОКБ С.В. Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания всех самолётов ОКБ, выпущенных в эти годы - штурмовиков Ил-2 и Ил-10; бомбардировщиков ДБ-3, Ил-4, Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54; пассажирских самолётов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их различных модификаций, десантного планера Ил-32, а также опытных самолётов.
20.04.1936 впервые в стране выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолёте (ЦКБ-26).
27-28 июня 1938 года на самолёте ЦКБ-30 "Москва" с штурманом А.М. Бряндинским совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 7580 км по прямой.
За выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 17.07.1938 г. присвоено звание Героя Советского Союза.
28-29 апреля 1939 года на самолёте ЦКБ-30 "Москва" с штурманом М.Х. Гордиенко совершил беспосадочный перелёт Москва - Новгород - Хельсинки - Тронхейм - остров Исландия - мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) - США (остров Мискоу) протяжённостью 6516 км по прямой. С 1959 года этот маршрут используется для регулярных беспосадочных перелётов из Москвы в Нью-Йорк и обратно.
14.01.1965 г. решением Международной Авиатранспортной ассоциации (IККA) награждён бриллиантовым ожерельем "Цепь пионера розы ветров" как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.
В годы Великой Отечественной войны совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности и начальника лётно-испытательной службы авиационной промышленности.
Установил 20 мировых авиационных рекордов: в 1936-1937 гг. - 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26; в 1958-1960 гг. - 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, 17.09.1957 г. награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза.
После ухода с лётной работы продолжал работать в ОКБ С.В.Ильюшина инженером-методистом, с 1968 - ответственный представитель Генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе.
С 1961 г. - вице-президент, в 1967-1968 гг. - президент, с декабря 1968 гг. - почётный президент ФАИ.
Жил в Москве.
Умер 7 января 1985 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
 Генерал-майор авиации (1943), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), заслуженный мастер спорта СССР (1959). Ленинская премия (1960; за Ил-18).
.
Мировые авиационные рекорды, установленные В. К. Коккинаки
...
п/п
Дата
Самолёт
Экипаж
Класс 
Наименование рекорда
Результат 
1
17.07.1936
ЦКБ-26
В.К.Коккинаки - лётчик
Класс С
Высота с грузом 500 кг
11.294 м
2
26.07.1936
ЦКБ-26
В.К.Коккинаки - лётчик
Класс С
Высота с грузом 1.000 кг
11.402 м
3
03.08.1936
ЦКБ-26
В.К.Коккинаки - лётчик
Класс С
Высота с грузом 500 кг
12.816 м
4
07.09.1936
ЦКБ-26
В.К.Коккинаки - лётчик
Класс С
Высота с грузом 2.000 кг
11.005 м
5
26.08.1937
ЦКБ-26
В.К.Коккинаки - лётчик
Класс С
Скорость полёта на 5.000-км замкнутом маршруте
325,26 км/ч
6
А.М.Бряндинский - штурман
Класс С
Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 500 кг
325,26 км/ч
7
 
Класс С
Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 1.000 кг
325,26 км/ч
8
14.11.1958
Ил-18
В.К.Коккинаки - командир
Класс С-1, группа II
Высота с грузом 15.000 кг
12.471 м
Э.И.Кузнецов - 2-й пилот
В.Ф.Воскресенский - штурман
П.К.Коккинаки - бортинженер
9
15.11.1958
Ил-18
В.К.Коккинаки - командир
Класс С-1, группа II
Высота с грузом 10.000 кг
13.154 м
Э.И.Кузнецов -2-й пилот
В.Ф.Воскресенский - штурман
П.К.Коккинаки - бортинженер
10
19.08.1959
Ил-18
В.К.Коккинаки - командир
Класс С-1, группа II
Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 1.000 кг
719,50 км/ч
11
Э.И.Кузнецов -2-й пилот
Класс С-1, группа II
Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 2.000 кг
719,50 км/ч
12
В.Ф.Воскресенский - штурман
Класс С-1, группа II
Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 5.000 кг
719,50 км/ч
13
П.К.Коккинаки - бортинженер
Класс С-1, группа II
Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 10.000 кг
719,50 км/ч
14
И.С.Силиминов - бортрадист
Класс С-1, группа II
Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 15.000 кг
719,50 км/ч
15
25.11.1959
Ил-18
В.К.Коккинаки - командир Э.И.Кузнецов - 2-й пилот
Класс С-1, группа II
Высота с грузом 20.000 кг
12.118 м
В.Ф.Воскресенский - штурман
П.К.Коккинаки - бортинженер
И.С.Силиминов - бортрадист
16
02.02.1960
Ил-18
В.К.Коккинаки - командир
Класс С-1, группа II
Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте без груза
693,55 км/ч
17
Э.И.Кузнецов - 2-й пилот
Класс С-1, группа II
Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 1.000 кг
693,55 км/ч
18
В.Ф.Воскресенский - штурман
Класс С-1, группа II
Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 2.000 кг
693,55 км/ч
19
П.К.Коккинаки - бортинженер
Класс С-1, группа II
Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 5.000 кг
693,55 км/ч
20
И.С.Силиминов - бортрадист
Класс С-1, группа II
Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 10.000 кг
693,55 км/ч
.
Класс С - сухопутные самолёты (по классификации 1930-х годов)
Класс С-1 - сухопутные самолёты (по нынешней классификации)
Группа II - летательные аппараты с турбовинтовыми двигателями (по нынешней классификации)
***
10 фактов о Владимире Коккинаки
  • По происхождению Владимир Коккинаки был греком-понтийцем.
  • Первый высотный рекорд, установленный Владимиром Коккинаки в 1934 году, не был официально зарегистрирован, так как СССР в тот момент еще не входил в Международную авиационную федерацию. После 1936 года летчик поставил более двух десятков уже официально признанных рекордов.
  • С 1961 года Владимир Коккинаки был вице-президентом, а в 1967 – 1968 годах – президентом Международной авиационной федерации.
  • В конце 30-х годов была сочинена песня со словами: «Если надо, Коккинаки долетит до Нагасаки».
    Летчиками были четверо братьев Владимира Коккинаки. Один из них, Константин Константинович, стал Героем Советского Союза.
  • Коккинаки и Бряндинский привезли на Дальний Восток свежий номер газеты «Правда», которая обычно доходила туда за 10 дней. По воспоминаниям летчика, один «ответственный работник Приморского обкома» отказывался верить, что газета вышла всего сутки назад, и уверял, что летчики привезли прошлогодний номер с опечаткой в дате выпуска.
  • Владимир Коккинаки планировал совершить трансатлантический перелет со своим штурманом Александром Бряндинским, вместе с которым они летали на Дальний Восток, но 4 октября 1938 года Бряндинский погиб в авиакатастрофе во время поисков самолета АНТ-37 «Родина» (В. Гризодубовой, П. Осипенко и М. Расковой), совершившего вынужденную посадку в тайге.
  • Штаб перелета 1939 года, откуда поддерживалась радиосвязь с самолетом Коккинаки и Гордиенко, располагался в здании Центрального телеграфа в Москве.
  • В 1965 году Международный комитет авиации и космонавтики (ICCA) наградил Владимира Коккинаки за трансатлантический перелет «Цепью пионера розы ветров».
  • Небольшой учебный самолет У-2 Владимир Коккинаки прозвал ВВ, что означало «воздушная вошь»...
Источники:
Андрей Симонов. "Заслуженные испытатели СССР". Москва, Авиамир, 2009
Карта сайта Написать Администратору