Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Голубин Иван Филиппович

Выпускник 1939 года
Герой Советского Союза Дата Указа 04.03.1942, медаль № 676
.
.
Голубин Иван Филиппович родился 22 ноября 1919 года в селе Троицкое Чернского уезда Тульской губернии РСФСР (ныне Чернского района Тульской области) в семье крестьянина-середняка. По национальности русский. Отец Голубин Филипп Петрович.
Член ВКП(б) с 1941 года. Холост.
.
В 1935 году окончил 7 классов школы. В 1938 году окончил ФЗУ в Люблино. С 1938 по 1939 гг. работал шофёром на подшипниковом заводе им. Кагановича в Москве, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Кузьминский аэроклуб в Москве.
.
В Красной Армии с 1939 года - добровольно поступил в Борисоглебскую ВШЛ.
.
.
В том же году окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную школу лётчиков на самолёте И-16 с присвоением воинского звания младший лейтенант (05.11.1939). По окончании ВШЛ направлен в 16 иап на должность лётчика.
Летал на самолётах И-16 и МиГ-3 днём и ночью.
Прохождение службы:
.
.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Из наградного листа: "...За период участия в боевых действиях проявил себя бесстрашным воздушным бойцом. Благодаря исключительному мужеству, героизму,  военной хитрости и отличному владению самолётом-истребителем неоднократно выходил победителем из неравных схваток с противником".
29.10.1941 и 10.11.1941 был представлен к Правительственной награде - двум орденам Красного Знамени.
.
Заместитель командира эскадрильи 16-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, войска ПВО страны) лейтенант Иван Голубин к концу 1941 года выполнил сто двадцать пять успешных боевых вылетов, участвовал в десяти воздушных боях, в которых лично сбил семь и в составе группы два самолёта противника.
.
15.12.1941 в воздушном бою самолёт Голубина И.Ф. был подбит. Лётчик выполнил вынужденную посадку на территории противника. Три дня скрывался у местного жителя, затем был переправлен на нашу территорию. После прохождения проверки вернулся в строй.
.
.
С начала 1942 года старший лейтенант Голубин служил инспектором-лётчиком Инспекции ВВС.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Голубину Ивану Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
.
.
29.03.1942 присвоено воинское звание старший лейтенант, а уже 25.06.1942 - капитан.
.
В мае–июне Голубин Иван Филиппович как инспектор участвовал в подготовке 434 иап к боям. Вместе с полком принял участие в июле–августе 1942 года в боях под Сталинградом, во время которых сбил лично 3 самолёта противника.
В августе–ноябре 1942 года продолжил службу в 16 иап.
.
1 ноября 1942 года капитан Голубин Иван Филиппович погиб при исполнении служебных обязанностей. По свидетельству Степана Анастасовича Микояна, 1 ноября 1942 года группа самолётов МиГ-3 16 иап, в состав которой входил и капитан Голубин, совершала перелёт в сложных метеоусловиях и потеряла ориентировку. Горючее было на исходе, и лётчики выполнили вынужденные посадки "на живот". Иван Голубин, надеясь, видимо, сохранить машину, сел на колёса, но самолёт скапотировал и лётчик погиб.
Похоронен в Москве в колумбарии Донского кладбища.
.
 
.
Награждён орденами Ленина (04.03.1942), Красного Знамени (17.10.42).
.
Имя Героя высечено на памятнике Героев Советского Союза в городе-герое Туле, его именем была названа пионерская дружина Троицкой школы Чернского района Тульской области.
В городе Люберцы Московской области установлен памятник И.Ф. Голубину, И.Н. Заболотному и И.П. Шумилову.
.
***
.
Иван Голубин считал Москву своим родным городом, хотя родился в деревне и школу окончил в селе Троицком Чернского района Тульской области. Некоторое время он работал в местной газете. Но больше всего его влекла техника, авиация. Ну а потом - Москва, Люблино, школа ФЗУ при Люблинском литейно-механическом заводе, работа шофёром заводской автобазы и учёба в аэроклубе, Борисоглебское военно-авиационное училище имени В.П. Чкалова. Настоящим лётчиком-истребителем Иван Голубин стал 5 ноября 1939 года.
.
Незадолго до начала войны Иван Голубин при вынужденной посадке получил серьезную травму головы, в результате которой его зрение резко ухудшилось. Врачи категорически запретили ему летать. Лейтенант Голубин был переведён на штабную должность в 16 иап 6-го истребительного авиационного корпуса Войск противовоздушной обороны (ПВО) страны. Он заполнял лётные книжки, а сам рвался в небо. Особенно тяжело ему стало, когда фронт приблизился к самой Москве. Однажды во время боевой тревоги лейтенант Голубин не выдержал и взлетел на свободном МиГ-3. В воздухе он оказался ведомым у лётчика Михаила Бабушкина. В завязавшемся воздушном бою Бабушкин сбил бомбардировщик противника. После посадки командир полка подполковник Ф.М. Пруцков учинил лётчику Голубину разнос, грозился посадить на гауптвахту за самовольство. Но потом смягчился и разрешил, под свою ответственность, летать.
Свой первый "официальный" боевой вылет лейтенант Голубин совершил 24 октября 1941 года. В этот день шесть МиГ-3 атаковало 18 бомбардировщиков противника под прикрытием 10 истребителей. Голубин сбил пикирующий бомбардировщик Ю-87. На следующий день он записал на свой счёт ещё один самолёт противника – Ме-109. 29 октября Иван Голубин в двух воздушных боях одержал 4 победы: три Ме-109 и один Ю-87.
.    
5 декабря Иван Голубин парой вылетел на штурмовку. Над линией фронта МиГ-3 попали под плотный зенитный огонь. Осколок снаряда разворотил руль высоты на машине ведомого и Голубин приказал ему вернуться на свой аэродром, а сам в одиночку продолжил выполнение задания. Вскоре лейтенант Голубин заметил длинную колонну противника и сделал три захода по ней. Отстрелявшись, Голубин взял курс на свой аэродром. Вдруг Иван Голубин заметил группу немецких истребителей. Противник также обнаружил одинокий советский самолёт. Уходить было поздно, и Голубин первым врезался в строй "мессеров". На какое-то время это вызвало замешательство, немецкие лётчики не ожидали подобной дерзости. Завязался бой. В хвост самолёта Голубина стал заходить Ме-109. Иван сманеврировал скоростью: он убавил газ, и истребитель противника оказался впереди. Очередь советского лётчика оказалась точной. В это время второй "мессер" стал заходить слева. Голубин повторил маневр и сбил самолёт противника. Обозленные неудачей, немцы набросились на одинокий МиГ-3, начали поливать его огнем. От прямого попадания "обрезал" мотор. Заметив внизу ровную площадку, Голубин пошел на посадку с убранными шасси. Приземлившись, лётчик добрался до леса и скрылся в его чащобе. Там он встретил жителей деревни Вертолино, которые спасались в лесу от немцев. Когда Голубин немного окреп, крестьяне переодели его в гражданскую одежду и передали партизанам, которые перевели лётчика через линию фронта. В свой полк Иван Голубин возвратился через 4 дня.
Всего с 24 октября по 15 декабря 1941 года заместитель командира эскадрильи 16 иап лейтенант Голубин сбил по официальным данным 10 самолётов противника (семь Ме-109 и три Ю-87) лично и 2 – в группе.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с противником, Ивану Филипповичу Голубину было присвоено звание Героя Советского Союза.
.
 
.
Источники:
• Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941–1942 гг. – М.: Техника-молодежи, 1999. – С. 82
• Исаев С.М. Страницы истории 32-го Гвардейского Виленского орденов Ленина и Кутузова III степени истребительного авиационного полка. Часть 1. -М.: АРБОР, 2006
• Бессмертен подвиг их высокий. - Тула: Приокское кн. изд., 1983
• Герои огненных лет. Книга 3. М.: Московский рабочий, 1978
• Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.1. М.:Воениз.1987. 
http://info.airforce.ru/
Портал "Память народа"
ОБД Мемориал
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору