Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Степанчонок-Рудник (Степанчёнок) Василий Андреевич

Выпускник 1925 года
Старший лётчик-испытатель-военпред на Государственном заводе № 81 имени В.М. Молотова НКАП СССР (подмосковный г. Тушино), полковник
Мастер советского планеризма (27.08.1934)
.
Родился 4 апреля 1901 года в с. Ингаш Канского района Западно-Сибирского края. По национальности русский.
В Красной Армии с 1923 года.
Окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу лётчиков (1924), Борисоглебскую школу военных лётчиков (1925), Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя (1926).
С 1926 г. - лётчик-инструктор, затем командир звена 1-й военной школы летчиков им. Мясникова в Каче.
.
С 1930 г. - командир звена Луганской военной школы лётчиков им. Пролетариата Донбасса.
Построил и облетал авиетку С-1 (1928). Положил начало внедрению высшего пилотажа в практику планёрных полётов; на 7-м Всесоюзном слёте (1930) на планёре "Красная звезда" конструкции С.П. Королева впервые на безмоторном ЛА выполнил петлю Нестерова.
.
28 октября 1930 года, военлёт В.А. Степанчонок-Рудник у планера СК-3 «Красная звезда» (конструктор аппарата – С.П. Королёв), на котором в этот день совершил выдающийся полёт – три раза выполнил мёртвую петлю!
.
29 сентября 1932 года авиационный краском Владислав Константинович Грибовский совместно с лётчиком-испытателем Василием Андреевичем Степанчонком-Рудником (1901-1943), которого пригласил для участия в проекте как близкого коллегу и друга, организовал дальний буксировочный полёт своего авторского планера Г-9 – из подмосковного Тушино в крымский Коктебель для участия в VIII Всесоюзном слёте планеристов. В ходе полёта данного воздушного поезда В.К. Грибовский пилотировал самолёт У-2, а В.А. Степанчонок-Рудник – планер Г-9 с бортовым именем «ЦСОАХ», что расшифровывается как «Центральный совет Осоавиахима». Этот успешно завершившейся дальний перелёт стал самый первый в истории мирового планеризма и он же положил начало практике широкого применения в авиации подобных воздушных поездов. На представленном снимке, сделанном осенью 1932 года, слева В.А. Степанчонок-Рудник, а справа В.К. Грибовский.
.
На ниве планерного спорта военлёт В.А. Степанчонок-Рудник являлся неоднократным рекордсменом страны, за что, в частности, на основании протокола заседания президиума Осоавиахима СССР и РСФСР за № 2 от 14 января 1933 года был удостоен нагрудного знака «За активную оборонную работу» (но в официальную Алфавитной картотеке кавалеров данного знака занесён почему-то с искажением фамилии – как Степанчик), а на основании постановления президиума Осоавиахима СССР и РСФСР за № 309 от 27 августа 1934 года – звания «Мастер советского планеризма».
.
С 1931 на летно-испытательной работе в НИИ ВВС, в военной приёмке авиазавода № 39 (город Москва).
Проводил заводские и государственные испытания истребителей конструкции А.Н. Туполева, Н.Н. Поликарпова. Участвовал в испытании "Звена" Вахмистрова.
.
Погиб 8 апреля 1943 года в испытательном полёте на И-185 конструкции Н.Н. Поликарпова.
Это был третий полёт Василия Андреевича на И-185. Заходя на посадку на Центральном аэродроме он, то ли из-за ошибки в расчёте, то ли по другой причине решил уйти на второй круг. В это время мотор забарахлил... По словам лётчика П.Е. Логинова, имелась полная возможность совершить посадку в пределах аэродрома, но Степанчёнок продолжил набор высоты... Над заводом № 51 он выполнил второй разворот, над заводом № 1 — третий, и тут М-71 полностью отказал... Василий Андреевич накренил самолёт вправо, затем влево, решая, куда сесть. Высота была мала, и он начал планировать между двумя параллельно расположенными корпусами, но впереди, перпендикулярно курсу, находился сборочный цех. Высоты «перепрыгнуть» его не хватало, и Степанчёнок направил самолёт в окно... Крылья были срезаны, смягчая удар, но фюзеляж врезался в стапель... Один человек погиб, шестеро было ранено. Лётчик скончался через час.
В акте по данной катастрофе виновниками были названы агрегатный завод (под седлом клапана карбюратора нашли медную контровочную проволоку, из-за чего мотор работал с перебоями, а потом отказал) и сам Степанчёнок.
.
Похоронен на Новодевичьем кладбище, колумбарий, секция 4.
.
Награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
***
.
 Из воспоминаний лётчика-испытателя Сергея Николаевича Анохина
.
"...Тридцать лет назад «инженерию» лётчики знали неважно. Допотопная техника порождала другие требования, и в первую очередь смелость и пилотажное мастерство. Особенно славился этим Василий Андреевич Степанчонок. Честное слово, его умение водить самолёт было на уровне хореографического таланта Майи Плисецкой. В почерке полёта Степанчонка, как и в волшебном танце Плисецкой, всегда был элемент героиче­ского. Именно Степанчонок первым в мире сделал на планере «Красная звезда» три мёртвые петли.
В моей жизни он сыграл громадную роль. Не будь Степанчонка, мо­жет, и не стал бы я испытателем. Василий Андреевич первый предложил мне заняться испытательной работой: ведь кто-то должен был испытывать планеры, привозимые на коктебельские слёты..."
***
Отрывок из биографии Кравченко Григория Пантелеевича
.
"...7.11.1939 Кравченко как выдающемуся лётчику была оказана честь вести традиционную пилотажную пятёрку истребителей над Красной площадью по случаю 22-й годовщины Великого Октября..."
Эта традиция зародилась в 1935 г. Первую пятёрку истребителей над Красной площадью 01.05.1935 г. вёл Чкалов В.П. В 1936-1938 гг. этой чести были удостоены лётчики-испытатели Степанчонок В.А., Серов и Супрун С.П.
.
Источники информации:
• «Самолеты страны Советов» / «Multimedia service», 1998, CD-ROM /
• «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
• И-180, И-185 - последние истребители Поликарпова / Ю.Гугля /
http://www.testpilot.ru/memo/40/stepan.htm
Карта сайта Написать Администратору