Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Кукин Дмитрий Максимович

Выпускник 1940 года
Лётчик-испытатель
.
.
Кукин Дмитрий Максимович родился 31 октября 1919 года в д. Дьяконово Бизюковской волости Дорогобужского уезда  Смоленской губернии РСФСР (ныне не существует, урочище на территории Дорогобужского района Смоленской области РФ). По национальности русский.
Член ВЛКСМ с 1936 года, член ВКП(б).
Окончил 7 классов школы. Затем учился в вечернем железнодорожном техникуме и работал слесарем на вагоноремонтном заводе в г. Москве.
.
В рядах Красной Армии с декабря 1938, по комсомольской путёвке призван Краснопресненским РВК г. Москвы, поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1939.
.
.
Обучался в 13-й лётной группе инструктора младшего лейтенанта Зубарева В.Г. 4-й эскадрильи майора Баранова П.С.
08.08.1940 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную школу лётчиков имени В.П. Чкалова по первому разряду с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 166-го резервного авиационного полка ВВС Московского ВО на ст. Сейма Горьковской области (приказ НКО СССР № 03691).
В дальнейшем служил в составе 180-го иап 61 иад ВВС Московского ВО. Сведений о назначении на должности не найдено.
.
Участник Великой Отечественной войны с 03.10.1941 в составе 180 иап 46 сад ВВС 30-й Армии Западного фронта, с 01.01.1942 — Калининского фронта (по данным наградного листа). Летал на самолёте И-16.
2 февраля 1942 года лётчик 180 иап младший лейтенант Кукин Д.М. в воздушном бою получил тяжёлые ранения в правую ногу и левую руку. В течение 7 месяцев находился на лечении в госпиталях. После выздоровления был направлен в 620-й ночной бомбардировочный авиационный полк.
С марта 1943 года воевал в составе 620-го нбап 209 нбад 2-й ВА Воронежского Фронта. Летал на самолётах Р-5, У-2.
02.11.1943 командир звена 629-го нбап 208 нбад 2-й ВА 1-го Украинского фронта мл. л-т Кукин Д.М. представлен к награде.
.

.
За время боевых действий в составе 180-го иап выполнил 70 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника и 6 в составе группы. В составе 620-го нбап выполнил 210 боевых вылетов ночью на самолёте У-2 (по данным наградного листа 02.11.1943).
В конце марта 1944 года 620-й нбап выведен с фронта и с 01.04.1944 приступил к переучиванию на самолёты Ил-2 в составе ВВС Харьковского ВО. 29.05.1944 окончил в своем большинстве первый раздел курса Боевой подготовки штурмовой авиации и переименован в 620-й отдельный штурмовой авиационный полк. В боевых действиях не участвовал, осуществлял перегонку самолётов Ил-2 на аэродромы действующей армии в запасные полки.
29 сентября 1945 года старший лейтенант Кукин Дмитрий Максимович уволен в запас.
.
.
После увольнения летал в гражданской авиации.
В 1946-1951 - лётчик 201-го отряда гражданской авиации.
В 1948 году прошёл курсы переобучения и на медицинской комиссии получил разрешения полётов на всех видах самолётов, включая реактивные. Дальнейший трудовой путь  Кукина Д.М. был неразрывно связан с НИИ авиаприборостроения (НИИИС) в г. Горьком.
В 1951-1992 - лётчик-испытатель НИИИС, проводил испытание специальных изделий.
В 1993-2002 - инженер-испытатель в центральной испытательной лаборатории НИИИС.
Дмитрий Максимович стоял у истоков испытательной базы института. На протяжении многих лет занимался климатическими испытаниями, обслуживанием климатических камер, испытанием деталей и приборов электронной техники. Его коллеги отзывались о нём как об очень грамотном специалисте, доброжелательном человеке и самом лучшем наставнике молодых специалистов.
Умер 13 мая 2015 года в г. Нижнем Новгороде.
.
Награждён орденом Красного Знамени (09.07.1943), орденом Отечественной войны II степени (02.11.1943), орденом Отечественной войны I степени (06.04.1985), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945) и другими.
.
.
***
.
Из собрания проекта "История, рассказанная народом"
Отважный лётчик
.
Родился 31 октября 1919 года. Во время Великой Отечественной войны принимал участие в боевых действиях с 1941 по 1944 г. на Воронежском и 1-м Украинском фронтах. На его счету 485 боевых вылетов. Награждён орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией» и другими.
В НИИИС работал с 1966 по 1991 г.: первый пилот ЛИС, затем инженер ЦИЛ.
Родом Дмитрий Максимович со Смоленщины. В детстве он мечтал стать железнодорожником. Его отец трудился обходчиком на железной дороге, и Кукин-младший не раз отправлялся с ним по привычному маршруту. После семи классов сельской школы Дмитрий переехал в Москву к сестре, устроился слесарем на вагоноремонтный завод и поступил в вечерний железнодорожный техникум. Но жизнь распорядилась по-иному.
В 1938 г., на последнем курсе техникума, он получил направление по комсомольской линии в Борисоглебское лётное училище. В 1940 г., по окончании училища, лейтенант Кукин был направлен в запасной истребительный авиаполк, который базировался на станции Сейма Горьковской железной дороги. А потом началась война... В 1941 г. 22-летний лётчик уже воевал в действующем полку, участвовал в боях за Москву. Однажды чуть не попал в руки фашистов. Дело было во время штурма войск под Москвой. «Своего бензина было мало, нам давали в основном американский, — рассказывает пилот. — Для наших самолётов он шёл плохо. Однажды, возвращаясь после штурмовки, я заметил, что мотор моего самолёта стал барахлить. И, как назло, прямо над немцами — то заглохнет, то взревёт. Лечу на высоте 10–20 м над маленькой деревушкой. Задел колодезный «журавль» и спикировал прямо на деревенской улице. Деревня та как раз была границей между нашими и немцами. Я выбрался из самолёта и спрятался. Только вечером, с наступлением темноты, добрался до своих».
В неравном бою подо Ржевом Дмитрий Максимович вместе с однополчанами проявил чудеса героизма, но был тяжело ранен. Было это в феврале 1942 г. Семь наших истребителей выступили против целой эскадрильи немцев. Бой шёл не на жизнь, а на смерть. Кукин сбил Мe-10 — истребитель со стрелком. Истребитель загорелся, но стрелок успел пробить стекло и ранил Кукина в голову. Второй вражеский истребитель атаковал самолёт Кукина сзади и ранил нашего лётчика в спину. Собрав всю силу воли, какая присуща только русскому человеку, истекая кровью и превозмогая боль, Кукин ушёл вверх и направил самолёт на аэродром. Посадку осуществил уже в бессознательном состоянии. Медики сделали всё возможное, чтобы вернуть раненого бойца к жизни.
В госпитале Дмитрий Максимович провел семь долгих месяцев. А потом вернулся в полк, и снова — на передовую. Во время битвы за Сталинград он пересел за штурвал бомбардировщика: проводил разведку объектов, аэрофотосъемку. В составе смешанного авиаполка участвовал в боях на Курской дуге, на Воронежском фронте. «Прежде думай о Родине, а потом о себе» — эта строчка из песни военных лет стала поистине жизненным девизом Дмитрия Максимовича и его боевых друзей.
Выписка из его лётной книжки свидетельствует, что в воздушных боях отважным лётчиком уничтожено и повреждено 99 автомашин с грузом и войсками противника, 2 танка, 4 склада с боеприпасами, подавлено 19 вражеских артиллерийских точек, 2 прожектора, сброшено в расположение войск противника 272 000 листовок.
Победный май 1945 г. Дмитрий Максимович Кукин встретил на Украине. Он до сих пор не может без слёз вспоминать радость и ликование, охватившие наших бойцов после сообщения о капитуляции немецких войск, ту умиротворяющую тишину без оглушительных взрывов, без стрельбы, без грохота орудий, без непрерывных пулемётных очередей. Ветеран бережно хранит боевые награды: орден Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией» и многие другие.
После демобилизации трудовой путь Д.М. Кукина был неразрывно связан с НИИИС. Окончив курсы управления всеми видами самолётов, он более 10 лет трудился первым пилотом на лётной станции НИИ, проводя испытания специзделий. Когда по состоянию здоровья он был отстранён от полётов, то перешёл в центральную испытательную лабораторию на должность инженера-испытателя. Дмитрий Максимович стоял у истоков испытательной базы института, на протяжении многих лет, до ухода на заслуженный отдых, занимался климатическими испытаниями, обслуживанием климатических камер, испытанием деталей и приборов электронной техники. Его коллеги отзываются о нём как об очень грамотном специалисте, доброжелательном человеке и самом лучшем наставнике молодых специалистов.
И.А. Грошева, инженер первой категории отдела по связям с общественностью и работе со СМИ, филиал РФЯЦ-ВНИИЭФ «НИИИС им. Ю.Е. Седакова» г. Нижний Новгород.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Информационная поддержка от Пширкова Сергея Юлиановича
Карта сайта Написать Администратору