|
Филатчев Павел Иванович
Выпускник 1939 года
.
.
Филатчев Павел Иванович родился 13 декабря 1912 года в д.Тросна Троицкой волости Чернского уезда Тульской губернии Российской империи (ныне Чернского района Тульской области). По национальности русский.
.
В рядах Красной Армии с 05.11.1933, призван Кировским РВК г. Москвы.
В 1939 году окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу им. В.П. Чкалова с присвоением воинского звания младший лейтенант и, предположительно, назначен инструктором-лётчиком Фастовской ВАШП.
В УПК есть сведения прохождении службы в частях:
– Фастовская военная авиационная школа пилотов Киевского ВО;
– Черниговская военная авиационная школа пилотов Закавказского ВО (в июле 1941 года ЧВАШП была эвакуирована в г. Зерноград Ростовской области и там объединилась с Фастовской авиашколой, получив название Зерноградской. Приказом Наркома Обороны от 21.10.1941 ей было возвращено прежнее название: Черниговская военная авиационная школа пилотов. В конце ноября 1941 года Черниговская военная ВАШП вместе с семьями офицеров была эвакуирована в Туркмению в города Кызыл-Арват и Казанджик);
– 379 иап 238 иад ВВС Среднеазиатского ВО (с сентября 1942 года и до конца войны полк находился в составе 238 иад);
– Одесская военная авиационная школа пилотов Среднеазиатского ВО.
.
28.03.1958 (по другим данным 17.11.1954) подполковник Филатчев Павел Иванович уволен в запас.
Проживал в г. Москве по адресу проспект Вернадского д. 15 кв. 25.
Умер в 1998 году.
.
Награждён двумя орденами Красной Звезды (20.04.1953, 29.04.1954), орденом Красного Знамени (22.02.1955), медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945), «За боевые заслуги» (20.06.1949) и другими.
.
Сын Филатчев Олег Павлович (18.04.1937-11.02.1997), советский и российский художник, живописец-монументалист.
Член-корреспондент (1978), действительный член Академии художеств СССР (1988).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988).
Член Государственной экспертной комиссии МК (1986).
Член Союза художников СССР (1968), член правления (1977).
.
Работа Филатчева О.П. "Портрет отца", 1972 год.
Портрет лётчика-истребителя первого класса подполковника Филатчева Павла Ивановича
***
.
Филатчев Олег Павлович
(18.04.1937-11.02.1997)
.
Советский и российский художник, живописец-монументалист. Действительный член Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, заведующий кафедрой монументально-декоративной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища.
Академик живописи Олег Филатчев активно вошёл в искусство в начале 70-х годов и заявил о себе как художник большого творческого потенциала, со своим образно-пластическим даром и мировосприятием. Мастер станковой картины, портрета, прекрасный рисовальщик, автор многих монументально-декоративных работ, выполненных в общественных зданиях городов нашей страны и за рубежом - фресок, мозаик, витражей, гобеленов. Он работал в Москве и Новочеркасске, в Никитском саду близ Ялты, Усть-Илимске, Хельсинки, Вашингтоне. Каждая из этих работ изменила облик архитектурного пространства, внесла в него новую эмоциональную атмосферу.
.
Родился художник в 1937 году в Москве. В 1964 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) и был оставлен на преподавательской работе на кафедре рисунка, затем - на кафедре монументально-декоративной живописи.
С 1969 по 1972 гг. О. Филатчев работал в творческой мастерской под руководством академика Г.М. Коржева. Его преподавателями были такие известные, замечательные художники как В. Козлинский, С. Герасимов, Н. Максимов. Общение с ними позволило молодому художнику не только постичь основы профессионального мастерства, но и найти свое место в искусстве. За работы, созданные в этой мастерской, О. Филатчев получил в 1972 году серебряную медаль Академии художеств СССР.
Более 15 лет занимался Филатчев преподавательской деятельностью, являясь руководителем персональной творческой мастерской, которая выпустила немало талантливых художников-монументалистов.
Филатчев-монументалист в своих росписях использует интересный пластический прием: он строит композицию, как правило, на широком, цельном ритме, свободном дыхании стенописи, трансформирует, «прорывает» архитектурное пространство и создает как бы новый, иллюзорный мир, который является естественным продолжением и развитием мира реального.
Но жизнь в этом иллюзорным мире происходит по законам искусства: зритель незаметно для себя как бы освобождается от мелочных забот и погружается в атмосферу происходящего, становится непосредственным участником изображаемых событий.
Нужно сказать, что черты монументальности отчетливо проступают в станковом творчестве Филатчева.
Станковые произведения Филатчева - портреты, картины, в которых отброшено все лишнее, случайное, они полны внутренней сосредоточенности, многозначности психологических характеристик. Чаще всего художник изображает своих героев в момент раздумья, погружения в мир собственных переживаний и добивается отстраненности от всего случайного, будничного. Его портреты, как правило, строги, сдержанны, «классичны».
Художник часто возвращается к портрету одного и того же человека, изображая его в разных душевных состояниях, в различной цветовой гамме. Таковы серии многочисленных портретов жены, дочери, друзей - Бориса Валуева, Выбана, С. Базазьянц, Ю. Пономарева, Савелия Ямщикова, М. Хабаровой, А. Ефимовского, Г. Черемушкина и ряд других.
Автопортреты художника очень интересны, они дают возможность проследить эволюцию его отношения к творческому процессу, к окружающему миру, к искусству прошлого. Художник любил этот жанр и передавал через него самые сокровенные мысли и чувства. Наряду с лирическим в автопортретах художника звучит интеллектуальное начало, аналитическое отношение к себе, к своему искусству.
Профессиональная зрелость портретных работ Филатчева, строгая отобранность изобразительных средств - итог серьезного изучения не только натуры, но и классического наследия и итальянского искусства. Искусство Боттичелли, Пьеро дела Франчески, росписи Возрождения оказали сильное воздействие на творчество Олега Павловича. Это сказывается в уважительном отношении к техническому исполнению произведений: художник пишет левкасом, темперой, которую часто применяли старые мастера.
Творчество не только как вдохновение, но и как мастерство - этот принцип лежит в основе кредо Филатчева.
Искусство Олега Павловича отмечено острым чувством современности, высоким пониманием общественного смысла творчества и широтой художественного кругозора. Это делает Филатчева яркой и значительной фигурой в современном искусстве.
.
Работа Филатчева О.П. "Автопортрет с матерью. 1974 год.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Дополнения и уточнения от Иванова Александра Полянсковича
|