Курбасов Максим Алексеевич
Выпускник 1936 года (курсы командиров звеньев)
.
.
Курбасов Максим Алексеевич родился 21 января 1907 года в с. Костенково (по другим данным д. Старинки) Смоленской губернии Российской империи (ныне не существует, территория Руднянского района Смоленской области России). По национальности русский. Социальное положение и происхождение - рабочий из крестьян.
Окончил 4 класса сельской школы.
Член ВКП(б) с 1930 года (партбилет № 0246059). Женат.
.
В рядах Красной армии с октября 1929 года, призван Молотовским РВК Кировской области. Проходил действительную военную службу в 49-м стрелковом полку 17-й Нижегородской стрелковой дивизии, где окончил полковую школу.
В сентябре 1930 года зачислен курсантом Нижегородской пехотной школы им. И. Сталина, по окончании которой в марте 1932 года назначен командиром взвода 4-го отдельного стрелкового батальона Московского ВО в г. Люберцы. Батальон относился к частям особого назначения, входившим в формируемые авиадесантные бригады.
В декабре 1934 года зачислен слушателем во 2-ю военную школу лётчиков имени ОСОАВИАХИМа СССР в г. Борисоглебске (курсы командиров звеньев).
.
.
17.12.1936 года завершил обучение и направлен командиром звена в 8-ю разведывательную эскадрилью ВВС Харьковского ВО (приказ НКО СССР № 02295).
.
.
В 1936 году присвоено воинское звание лейтенант.
.
.
С мая 1937 года – командир звена 31-й скоростной бомбардировочной ээскадрильи ВВС Харьковского ВО.
В апреле 1938 года назначен командиром звена 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка ВВС Харьковского ВО.
28.01.1938 присвоено воинское звание старший лейтенант.
.
Участник советско-финской войны, предположительно, с 8 февраля по 13 марта 1940 года в составе 60-го сбап 68-й скоростной бомбардировочной авиабригады ВВС 13-й армии Северо-Западного фронта.
07.04.1940 Указом Президиума ВС СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество старший лейтенант Курбасов М. А. награждён орденом Красной Звезды.
.
Участник Великой Отечественной войны с 09.07.1941 в составе 60 сбап 11 сад Западного фронта.
.
Из истории 60 сбап (Харин В.В.)
В действующей армии: 09.07.1941 - 05.08.1941.
Сформирован в предвоенный период. Принимал участие в боевых действиях советско-финляндской войны 1939-1940 гг.
К весне 1941 года - в составе 49-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Харьковского военного округа с местом дислокации в авиагарнизоне "Лебедин" (районный г. Лебедин Сумской области Украинской ССР).
До мая 1941 года имел на вооружении самолеты P-Z. После их сдачи в самом начале июня 1941 года лётно-подъемный и лётно-технический состав был переброшен в авиагарнизон "Климовичи" (окрестности деревни Барсуки Климовичского района Могилёвской области современной Белорусской ССР), где на штучных пикировщиках Пе-2 начался процесс освоения экипажами этой новой для них машины.
К началу июля 1941 года полк имел на вооружении 22 бомбардировщика Пе-2.
09.07.1941 полк включен в состав действующей армии с подчинением управлению 11 сад Западного фронта. В этот же день все 22 экипажа во главе с командиром полка полковником Евгением Павловичем Астафьевым прибыли из авиагарнизона "Лебедин" в авиагарнизон "Климовичи", что зафиксировано в приказе комдива-11 № 0/04 от 13.07.1941.
Боевое крещение принял 10.07.1941.
Из донесения об общих потерях материальной части и лётного состава частей 11-й сад за период с 1 по 31.07.1941:
...15.07.1941. Исправных - 1, неисправных - 2, всего - 3 самолёта. Все самолёты переданы в 16 сбап (авиагарнизон "Каничи").
Сбито истребительной авиацией - 6 самолётов.
Сбито зенитной артиллерией - 3 самолёта.
Пропало без вести - 10 самолётов.
Погибло экипажей - 4 (12 человек).
Пропало без вести экипажей - 10 (30 человек).
...На основании приказа комдива -11 No. 0/016 от 29.07.1941 личный состав 60 сбап в составе 68 человек под общим командованием Врио командира части ст. политрука Г.С. Семёнова был откомандирован в украинский город Лебедин с исключением с 30.07.1941 из списков 11 сад.
05.08.1941 60-й сбап официально был выведен из состава действующей армии и расформирован.
.
В августе 1941 года Курбасов Максим Алексеевич назначен на должность заместителя командира эскадрильи 150-го сбап и воевал в составе 46 сад ВВС 22-й армии Западного фронта. Летал на самолёте СБ.
04.11.1941 заместитель командира эскадрильи 150-го сбап старший лейтенант Курбасов М.А. представлен к награждению орденом Красного Знамени. 30.11.1941 награждён орденом Красной Звезды.
.
.
14.11.1941 самолёт Курбасова М.А. был сбит над территорией противника. Экипаж самолёта вернулся в часть 20.12.1941 и продолжил воевать в 150-м сбап.
31.12.1941 Курбасову Максиму Алексеевичу присвоено воинское звание капитан.
22.11.1942 150-й сбап преобразован в 35-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк.
20.01.1943 командир 2-й эскадрильи 35 гвардейского бап 285 бад 2 бак гвардии капитан Курбасов М.А. представлен к награде и 28.01.1943 награждён орденом Красного Знамени.
.
.
30 мая 1943 года командир 2-й эскадрильи 35 гбап гвардии капитан Курбасов Максим Алексеевич при выполнении боевого задания на самолёте Пе-2 (в составе экипажа — штурман эскадрильи гвардии старший лейтенант Жмурко Иван Матвеевич 1914 г.р., стрелок-радист гвардии старшина Архипов Иван Матвеевич 1912 г.р.) смертельно ранен в районе хутора Красное Краснодарского края.
.
Пе-2
.
.
Самолёт был подбит истребителями противника и загорелся, Курбасов смертельно ранен, при помощи штурмана вытащен из самолёта.
Похоронен на кладбище хутора Казаче-Малёваный Кореновского района Краснодарского края.
Исключён из списков Красной армии приказом ГУК НКО СССР № 0703 от 27.07.1943.
Награждён двумя одренами Красной Звезды (07.04.1940, 30.11.1941), орденом Красного Знамени (28.01.1943), медалью «За оборону Кавказа» (10.05.1944, посмертно).
Увековечен в печатной Книге Памяти Смоленской области (Руднянский район) и Кировской области том 15.
.
Жена Курбасова Полина Вячеславовна и дети проживали в г. Кирове по адресу ул.Большевистская д. 97 кв. 2.
***
.
Из газеты «Крылья Советов». Очерк «Сильнее смерти»
.

.
«Неужели не вернётся? В который раз лётчики всматривались в голубизну неба, не появится ли знакомый силуэт самолёта, не послышится ли мерный рокот мотора. Нет, ничего нет. Экипаж гвардии капитана Максима Курбасова не вернулся. Болью обожгла эта весть сердца лётчиков, техников.
1. Подвиг штурмана
И вот через день в часть возвратился гвардии старший лейтенант Иван Жмурко – штурман пропавшего экипажа. Он привёз с собой тело героя-лётчика Максима Курбасова. Жмурко окружили боевые друзья. В суровом молчании они слушали его рассказ.
…Была жаркая схватка с немцами. Враг непрерывно атаковал. Курбасов упорно вёл машину к цели. Вдруг между кабиной лётчика и правым мотором разорвался вражеский снаряд. Самолёт вздрогнул. Из одного мотора повалил дым, а за ним поползли языки пламени. На секунду ослепило штурмана. «Возвращаться? Нет». Лётчик не свернул с курса. Горящий бомбардировщик, будто влекомый какой-то сверхъестественной силой, всё шёл и шёл вперёд. Вот и цель. Она в перекрестии. Тяжёлые бомбы посыпались на врага.
Бомбардировщик снова резко покачнулся. Штурман взглянул на командира. По его бледному лицу струились капли крови. Беспомощно повисла голова пилота, но руки ещё держали штурвал. Секундное промедление – и будет поздно: самолёт потеряет равновесие, сорвётся в штопор. Штурман мгновенно откинул бронеспинку и протянул свою руку к штурвалу. Самолёт выровнялся и пошёл по прямой. Но шёл в сторону врага.
Надо разворачиваться. Но как? На педалях стояли ноги лётчика, безжизненные, но твёрдые, точно незримая сила приковала их к месту. Значит, нужно действовать без рулей поворота. Штурман убрал газ одного мотора. Машина медленно разворачивалась. Фашистские «коршуны» заметили это и бросились на раненый самолёт. Стрелок-радист кандидат партии Иван Архипов спокойно отражал атаки. Он дрался с четырьмя «мессершмитами», дрался, пока билось его горячее русское сердце, но не подпустил немцев к машине.
Линия фронта осталась позади. В кабине больше находиться нельзя. Горит одежда, пламя подбирается к лицу штурмана, к его рукам, сжимающим штурвал. Вот-вот самолёт взорвётся в воздухе. Жмурко подаёт команду: «Прыгать». Но прыгать уже было некому. В живых остался он один. Он посмотрел на лётчика, бережно приподнял его левой рукой, расцеловал: «Прощай, друг».
В ту же минуту штурман дёрнул за ручку, и колпак сорвался с кабины. Высота 200 м. Воздушный поток вырвал из кабины тело лётчика. Затем оставил самолёт штурман. Три коммуниста до конца выполнили долг перед Родиной.
2. Клятва гвардейцев
В скорбном молчании выстроились у могилы героя-лётчика боевые друзья. Тяжела боль утраты. Вот он перед ними, как живой: воспитанник партии, воин-гвардеец Максим Курбасов. Три боевых ордена сверкают на его груди. Сияет на солнце значок «Гвардия» - символ доблести русского сердца, воинской отваги и благородства. Курбасова нет среди лётчиков. Нет среди воинов и стрелка-радиста Ивана Архипова. Их нет, но есть их подвиг, который сильнее смерти, который всегда будет звать лётчиков к мести, к жестокой мести врагу.
Краткие речи на могиле героя. Взоры лётчиков устремились на запад. Там стонет в ярме советская земля. За неё сражался и отдал свою жизнь воздушный богатырь Курбасов.
Прощаясь с боевым другом, гвардейцы дали клятву:
- Мы отомстим за тебя. Дорогой товарищ! Мы возьмём у врага сотни жизней за твою одну.
И снова ввысь уходят бомбардировщики. Лётчики несут в своём сердце память о любимом командире, они несут на крыльях самолётов месть врагу».
Лейтенант В.Островский
.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Уточнения и дополнения от Иванова Александра Полянсковича
|