Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Решетников Василий Иванович

Выпускник 1936 года (курсы командиров звеньев)
.
О Решетникове Василии Ивановиче рассказывает внук, Решетников Павел (Источник: moypolk.ru/soldiers/reshetnikov-vasiliy-ivanovich )
.
Мой дед, Решетников Василий Иванович, родился в 1912 году в селе Перекопном Ершовского района Саратовской области, по национальности – русский, в раннем возрасте лишился родителей и воспитывался в детском доме в г. Саратов. После окончания 7 классов сельской школы Василий Иванович поступил в топографический техникум, некоторое время работал по специальности.
Далее по путевке комсомола учился в Сталинградской военно-авиационной школе летчиков. Решение о создании школы принято весной 1928 года на Пленуме Революционного Военного Совета СССР. На основании этого решения начальник ВВС РККА П. И. Баранов предписал начальнику Борисоглебской авиационной школы В. В. Ягушевскому найти аэродром для создания новой авиационной школы южнее Борисоглебска. 6 февраля 1929 г. был издан приказ РВС СССР о создании «7-й военно-авиационной школы летчиков» с местом расположения — Сталинград.
Летом 1929 года началось строительство школы. Руководил строительством заместитель начальника Борисоглебской авиационной школы Алексеев.
В августе 1929 года школа начала свою деятельность. Первый набор учлетов — 1 декабря 1929 г. Принимались только лица направленные на обучение по рекомендациям ВКП(б) и ВЛКСМ. К 1 января 1930 г. было набрано 239 курсантов. 1 июля 1930 года школе было присвоено наименование: «7-я Сталинградская военно-авиационная школа им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата». Первые самостоятельные полеты курсантов начались летом 1930 года. Первым самостоятельно вылетел курсант Е. Я. Савицкий. Первый выпуск летчиков состоялся в январе 1932 года, в количестве 112 человек.
Решетников В.И. – курсант Сталинградской военно-авиационной школы лётчиков (1930 год)
.
Василий Иванович успешно окончил школу в 1934 (1932(?) году с присвоением звания – младший лейтенант и был направлен для прохождения службы в Белорусский военный округ - гарнизон Болбасово Оршанского района.
Ближе к середине 30-х годов аэродром вместе с военным городком в Болбасово становится единой большой и важной стройкой пятилетки для республики, особым объектом военного назначения, который в сжатые сроки должен быть введен в строй. В планах военных проектировщиков должны быть построены взлётно-посадочная полоса, жилой городок, административные здания, пункты обеспечения и управления. Реальное строительство объектов аэродрома началось в 1934 году. По планам строительства срок ввода объектов аэродрома и всей его инфраструктуры был назначен на 1936 год. Для выполнения этой важной и очень ответственной задачи было выделено большое количество рабочих и специалистов строительных специальностей. Быстро наступил 1936 год, когда приземлился первый самолет с командованием БВО и Красной Армии. В поселке был объявлен общий сбор, организовано торжественное построение, и состоялся грандиозный праздник по случаю завершения строительства. Торжественное собрание проводил П.Ф. Жигарев, зачитывал поздравления и пожелания от имени партийных и военных органов. Поздравления принимал начальник стройки инженер-строитель тов. Зайцев. Стройка была завершена в срок.
После окончания годичной учебы командиров звеньев в г. Борисоглебске Василий Иванович проходил службу в г. Белая Церковь (Киевский ВО) в бомбардировочной авиации, летал на самолетах типа “CБ” (скоростной бомбардировщик).
В 1936 году Василию Ивановичу было присвоено звание лейтенанта, с 15.12.1936 он стал командиром звена.
Моя бабушка, Решетникова (девичья фамилия Шинкевич) Марфа (Мария) Ивановна, родилась 30 июня 1919 года в семье крестьян в деревне Барань Оршанского района (сейчас – это район в г. Орша). По национальности – белоруска.
Родители Марии Ивановны – крестьяне. Мой папа, Решетников Эдуард Васильевич, видел их в январе 1947 году. Они вернулись из Германии (были угнаны на работы, репатриированы,). Жили они в 1947 году в деревне Высокое станция Красное совхоз Лонница между Оршей и Смоленском на берегу Днепра в землянке.
В 1933 году Мария Ивановна закончила 7 классов, ей было 14 лет. По тем временам это считалось хорошим образованием. Мария Ивановна пошла работать в воинскую часть на аэродроме Болбасово (недалеко от д. Барань) в летную столовую буфетчицей. Там в 1935 году Мария Ивановна встретилась с молодым лётчиком Решетниковым Василием Ивановичем. В 1937 году (Марии Ивановне было 18 лет, Василию Ивановичу 25 лет) они поженились. У них родился сын Славик (умер в малолетнем возрасте в 1938 году). 
.
28.02.1938 Василию Ивановичу было присвоено звание старшего лейтенанта.
В апреле 1938 году Василий Иванович Решетников был направлен в Испанию, где воевал по август месяц.
Отрывок из книги Г.К. Семенова “Пароль – “Испания”:
“...Они прибыли в Испанию почти одновременно с истребителями, в такое же хмурое, дождливое апрельское утро. И плыли они на том же теплоходе.
По поручению советника и комиссара группу встретил в Порт-Бу и привез в Херону Василий Суворов. Это были:
летчики В. Анисимов, С. Асаулов, И. Валуев, М. Козырев, Г. Корзинников, Н. Красноглазов, А. Липашев, М. Макаров, М. Матвеев, В. Муравьев, П. Никишев, С. Перехватов, В. Решетников, Д. Царьков; штурманы А. Белицкий, С. Гудович, М. Турин, И. Мауричев, В. Елагин, С. Мелихан, Н. Моргунов, Е. Приймак, М. Соколов, П. Соловьев, А. Тягунов, С. Фоменко, Ф. Харитонов, П. Циков, А. Чистяков, В. Чугунов; стрелки-радисты М. Брудницкий, С. Гавриш, И. Галайчук, Н. Горбунов, И. Данько, Ф. Кошель, А. Матвиенко, Д. Медведев, И. Мойсенко, Ф. Парахин, Я. Поповкин, Д. Сологуб, И. Удовиченко, Т. Федоренко, Н. Юдин.
Комиссар Мартин расспрашивал летчиков о перипетиях неблизкого пути.
...В нейтральных водах было неспокойно. В Северном море за теплоходом увязалась неизвестная подлодка и, следуя под перископом, все время держалась в кильватере «Андрея Жданова». Члены команды рассказывали, что подлодка сопровождает их всякий раз, когда судно совершает рейс в Гавр и обратно...”

.
Вернулся из Испании Василий Иванович в августе 1938 года.
За участие в боевых действиях был награжден орденом “Красное Знамя”. Список награждённых и соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР ”О награждении командиров, политработников, инженеров, врачей, техников, младших командиров и красноармейцев Рабоче-Крестьянской Красной Армии” был опубликован в газете “Комсомольская правда” от 23.02.1939 г. Лейтенант Решетников В.И. имеется в этом списке (№ 233).
26.09.1938 Василию Ивановичу было присвоено звание капитана.
07.10.1938 он был назначен командиром звена 1 авиационной эскадрильи (АЭ) 33 бомбардировочного авиационного полка.
После возвращения из Испании Василий Иванович был направлен на обучение в Липецкие высшие курсы усовершенствования командного состава (КУКС), позднее Высшая лётно-тактическая школа ВВС (ВЛТШ). Там он учился до февраля 1939 года.
Василий Иванович проходил службу в г. Липецке, где 10.07.1939 и родился мой папа Решетников Эдуард Васильевич.
В 1939 году Василий Иванович был вызван в Москву и был направлен в Забайкальский военный округ - станция Бада Хилокского района Читинской области на должность командира эскадрильи.
Находясь в Баде, Василий Иванович участвовал в боевых действиях в Монголии на реке Халхин-Гол.
В июне 1939 года на земле не произошло ни одного столкновения, в небе с 22 мая 1939 года развернулась воздушная война. Первые столкновения показали преимущество японских авиаторов. Так, за два дня боёв советский истребительный полк потерял 15 истребителей, в то время как японская сторона — всего одну машину. Советское командование приняло радикальные меры. 29 мая из Москвы в район боевых действий вылетела группа лётчиков-асов во главе с заместителем начальника ВВС РККА Яковом Смушкевичем. 17 из них были героями Советского Союза, многие имели боевой опыт в небе Испании и Китая. Они приступили к обучению пилотов, реорганизовали и укрепили систему воздушного наблюдения, оповещения и связи. После этого силы сторон в воздухе стали примерно равными.
Наступление советско-монгольских войск, начавшееся 20 августа, оказалось полной неожиданностью для японского командования Хорошо действовала в это время советская авиация. Только за 24 и 25 августа бомбардировщики СБ совершили 218 боевых групповых вылетов и сбросили на противника около 96 тонн бомб. Истребителями за эти два дня в воздушных боях было сбито около 70 японских самолётов. После 8 сентября японское командование не предпринимало действий наземными войсками, однако воздушные бои продолжались. В первой половине сентября в небе над территорией МНР состоялись 7 воздушных боёв. Крупнейший — 120 японских самолётов против 207 советских — состоялся 15 сентября в день подписания перемирия. 16 сентября боевые действия на границе были прекращены.
Зимой 1940 года Мария Ивановна с сыном Эдиком поехали пассажирским поездом из Липецка, поездом Москва – Владивосток до Бады. Там сначала жили в доме № 2, отопление печное с дровами.
В 1941 году в Баде построили новый 3–х этажный дом № 18 (отопление центральное, туалет, вода, канализация). Василию Ивановичу, Марии Ивановне и их сыну Эдику предоставили комнату в 2-х комнатной квартире в этом доме. В другой комнате жил капитан-летчик. В этой комнате жили до 1946 года.
После начала Великой Отечественной войны Василий Иванович участвовал в боевых действиях.
Первое письмо Василий Иванович написал с фронта 23.06.1941. В письме был указан его адрес г. Стародуб (Орловская область). Следующее письмо датировано 08.08.1941, указан адрес полевая почтовая станция №865, почтовый ящик №5, далее письмо от 24.08.1941 полевая почтовая станция №822, ВПСП №6.
В двадцатых числах августа 1941 года Василий Иванович был ранен.
Вот отрывок из его письма из Москвы, датированного 10.09.1941: “...Нахожусь в госпитале в Москве, до этого лежал в госпитале в г.Орле, и потом меня перевезли в Московский Коммунистический военный госпиталь . Вот уже 3 недели, как нахожусь в госпиталях. Ранение у меня несмешное – это обгорело лицо при пожаре самолета и ожог 1 и 2-й степени. Сегодня 10 сентября, я уже здоров немного, подзаживут губы и дней через 5 меня выпишут из госпиталя. Лицо сделалось очень хорошее, белое, никаких следов ожогов нет… Я скоро уеду из Москвы, а куда не знаю. Когда приеду на новое место сообщу адрес...”
Следующее письмо датировано 27.09.1941. Василий Иванович пишет, что находится на отдыхе в Санатории пос. Болшево (35 км от Москвы), планирует 07.09.1941 поехать в Москву – получить назначение.
Далее следует письмо от 29.10.1941, прислано из г. Бузулук. Дальнейшие письма приходили со ст. Тимашево (65 км от Куйбышева) – это его новое место службы, туда он приехал 20.11.1941 (письма от 21.11, 10.12, 24.12.1941, 06.01 ,10.02 …. 19.05.1942).
Следующее место службы (письмо от 22.06.1942) с июня по август 1942 года – Иркутская область, ст. Белая, п/о Тайтурка .
Далее несколько слов о 804-м бомбардировочном авиационный полке, в котором проходил службу Василий Иванович вплоть до своего последнего боевого вылета.
Полк имеет славное героическое прошлое. Он был сформирован 25 сентября 1941 года в Липецком авиационном учебном центре на базе летно-технического состава 52 скоростного бомбардировочного полка, базировавшегося на аэродроме Овруч и понесшего большие потери в первые дни войны. Согласно приказа Верховного Главнокомандующего присвоено наименование - "804 бомбардировочный авиационный полк." Формирование полка было поручено капитану Гаврилову В.Я.
С целью переучивания на самолет Пе-2 полк 24.06.1942 года был введен в состав 23-й запасной Бомбардировочной авиационной дивизии (БАД) , 7-й запасной авиационной бригады Забайкальского Военного Округа (аэродром Белая).
После окончания переучивания летного и технического состава полк в полном составе (две авиационной эскадрильи) был перебазирован с аэродрома Белая на аэродром Тушино и 14.09.1942 года вошел в состав (20 самолетов Пе-2) 293-ю БАД 1-го бомбардировочного авиационного корпуса резерва ГК.
Василий Иванович в письме из Красноярска от 20.08.1942 пишет: “Первым долгом сообщаю вам, что 19 августа я уехал из Белой… Когда приеду на фронт – сообщу адрес. Пиши мне в Москву, я буду там через 10-15 дней”.
27.08.1942 Василию Ивановичу было присвоено звание майор.
Следующее письмо из Москвы от 12.09.1942. Далее письма шли с фронта от 05.10., 13.10, 04.11.1942. С письмом от 16.11.1942 было приложено фото:
 
Решетников В.И. с боевыми друзьями, осень 1942 г.
.
Первый слева в верхнем ряду майор Решетников В.И., первый слева в нижнем ряду Гаврилов В.Я., выпускник Борисоглебской ВШЛ 1935 года, в будущем Герой Советского Союза. Осень 1942 года.
.
Последнее письмо Василия Ивановича с фронта датировано 11 декабря 1942 года.
.
В соответствии с извещением от 05.05.1943 командир эскадрильи 804 авиационного полка 293 бомбардировочной авиационной дивизии майор Решетников Василий Иванович погиб 6 января 1943 года в воздушном бою в районе деревни Прокушино. Извещение подписано командиром воинской части № 40410.
В настоящее время в базе данных “Мемориал” опубликована книга безвозвратных потерь 293 БАД, где указано, что 06.01.1943 истребительной авиацией противника был сбит самолет c экипажем в составе:
- пилот - майор Решетников Василий Иванович (командир авиационной эскадрильи);
- штурман - старший лейтенант Ившин Федор Григорьевич (штурман авиационной эскадрильи);
- стрелок-радист – лейтенант Григорьев Алексей Степанович (начальник связи авиационной эскадрильи).
Информация из донесения о безвозвратных потерях:
Если судить по этому документу, в этот же день из боевого вылета не вернулся ещё один экипаж, командира звена лейтенанта Синего Павла Васильевича...
.
Решетников Павел
г. Санкт-Петербург, февраль 2015 года

.
Информацию помог отыскать Морсунин Андрей Иванович
.
От Администратора сайта. Точная дата рождения Решетникова Василия Ивановича нам пока не известна. Помянем выпускника в день его гибели - 6 января.
Карта сайта Написать Администратору